Благоустройство и озеленение территории Посадка и продажа крупномеров деревьев Ландшафтное проектирование и дизайн Готовый ландшафтный проект участка Аренда техники и доставка сыпучих материалов Продажа растений Ландшафтное консультирование Полив, освещение Дренаж участка Газоны Абонентское обслуживание территории Купить по акции в марте крупномеры, большие и взрослые деревья из питомника растений!
Твитнуть | Z-lines.ru Питомник Декоративные кустарники
Ни один садовый или дачный участок не может считаться полноценным, если в нем нет саженцев декоративных деревьев и кустарников. Прежде чем выбирать кустарниковое растение, следует определиться, в каком качестве оно будет вами использоваться. Это может быть вечнозеленый куст, который сделает незаметным переход от больших деревьев к цветочной клумбе, гармонично впишется в единую линию зеленых насаждений. А может быть вам интересен цветущий кустарник, он станет ярким украшением вашего дачного участка. Существуют кустарники, и они популярны во все времена, имеющие яркую и сочную листву. Некоторые декоративные кустарники для сада будут радовать вас и удивлять ваших гостей своей неповторимой окраской, а она может быть самой разной: медной, пурпурной, пестрой, золотой. Но следует помнить, что все растения отлично выглядят только при достаточно хорошем уходе. Если у вас особенные почвы или недостаточно света, следует выбирать те растения, которые прекрасно будут чувствовать в определенных условиях.Выбор декоративных кустарников в настоящее время огромный. Это и всем известные растения, которые выращивались еще нашими бабушками, и совершенно новые, завезенные издалека, но прекрасно чувствующие себя в наших климатических условиях. И все же чаще на дачных участках можно увидеть знакомые кусты, причем плоды некоторых из них используются в целебных целях.
Барбарис
Это растение известно на протяжении многих веков своими полезными свойствами. Его вкус знаком каждому из нас с детства, ведь барбарисовые леденцы всегда были популярными у детей. Барбарис – это, пожалуй, самый популярный декоративный кустарник на даче, ведь его плоды полезны своим содержанием лимонной и винной кислот. Хозяйки делают из них пастилу, джем и варенье. Популярность этого кустарника объясняется его неприхотливостью. Его можно поливать всего один раз в неделю, а подкормка (это обычно азота содержащие удобрения) производится через год после посадки. Время от времени барбарис нуждается в рыхлении. Кустарник отлично смотрится в изгороди и как самостоятельное растение. При этом в первом случае важно его обрезать в конце лета, а вот во втором — достаточно удалять слабые побеги, сломанные ветви или проводить прореживание взрослого куста. Размножается растение достаточно просто. Сделать это можно черенками, семенами, отводками или разделив куст.
Боярышник
Это растение с полным правом можно назвать королем среди растений, ведь оно не только полезно своими плодами, но и отлично смотрится в разное время года. Например, его соцветия привлекают внимание в мае, а осенью красные ягоды становятся предметом восхищения всех, кто видел боярышник в это время. К тому же он неприхотлив в уходе и, пожалуй, единственным его недостатком являются колючки, которые растут на ветвях. Кустарник любит тяжелые виды почв и солнечные места. Нужно знать, что у этого растения достаточно длинный корень, поэтому пересаживать его на другое место лучше всего до 5 лет. А вот хорошее плодоношение от него можно ждать лишь к 10 годам. Зато это будет настоящий праздник! Используют боярышник в качестве отдельного деревца или в живой изгороди. Во втором случае важно вовремя проводить обрезку, обычно оставляют третью часть побега. Достоинством его является тот факт, что при обрезке кустарнику можно придать любую форму.
Сирень
В ряду растений, представляющих декоративные кустарники для дачи, нет популярнее сирени. Для многих это растение ассоциируется с первыми весенними запахами, поскольку ее стойкий аромат в майские дни наполняет все улицы. В настоящее время известно порядка 30 видов этого растения. В природе куст представляет собой пышную растительность с множественными стволами. Но если правильно ухаживать за сиренью, то она может превратиться в небольшое деревце с интересной кроной, украшенной в период цветения густыми цветами. Сирень неприхотлива и может прекрасно себя чувствовать на любых участках, правда, лучше всего выбрать солнечное место. За нее не стоит переживать в зимнее время, она отлично переносит мороз и не требует укрытия. Размножается кустарник с помощью черенков, отводок и прививкой. Цветы сирени поражают своим разнообразием: от белого до насыщенно фиолетового. На любом дачном или садовом участке сирень будет настоящим украшением и дополнением к изысканному ландшафту.
Шиповник
Ни один дачный или садовый участок нельзя себе представить без шиповника. Весной он поражает своим цветением: небольшие розы издают удивительный аромат. А осенью порадует плодами, в которых содержится столько витамина С, сколько нет даже в лимоне и яблоке. Все это делает шиповник популярным кустарником. Это растение любит удобренную почву, без грунтовой воды, и ему нужен солнечный свет. Многие дачники высаживают кусты на границе участка, благодаря своим шипам, шиповник отлично защищает территорию от не прошенных гостей. Если вы ждете от куста урожая, следует высаживать рядом несколько растений, ведь куст относится к перекрестно-опыляемым видам растений. Размножается шиповник семенами, саженцами или делением куста. В уходе растение неприхотливо, но, как и все, любит заботу о себе. В благодарность подарит красивые цветы и полезные плоды. У нас в питомнике растений всегда можно купить декоративные и цветущие кустарники — по самой низкой цене. Осуществляем доставку и посадку растений по всей России. Посмотреть все растения питомника |
Декоративные кустарники для дачи – выбор и посадка растений +видео
Выбор и посадка растений
Кустарники следует выбирать, исходя из эстетической и практической точки зрения. Так, они должны быть неприхотливы в уходе, приспособленными к климату региона, в котором вы живете. С эстетической точки зрения кустарники должны радовать вас как минимум два сезона. Приобретая саженцы, обращайте внимание на растения с закрытой корневой системой, которая находится в контейнерах – их вы сможете высаживать в любое время года.
Также следует грамотно «разбить» свой сад на отдельные участки. Это необходимо для того, чтобы растения, которые требуют больше света, не были высажены в темных местах. В обратном случае, они не смогут полностью проявить всю свою яркость. Декоративные теневыносливые кустарники для дачи, наоборот, следует высаживать там, где солнечный свет не помешает их жизни.
Далее верно выбираем место, после чего наступает этап высадки. Сначала снимаем верхний слой земли, выкладывая его на заранее подготовленную пленку. Вырываем посадочные ямы, которые должны быть в несколько раз глубже и шире корневой системы растений. На дно ямы выкладываем смесь земли, перегноя и торфа. Если речь идет о «тяжелой почве», добавляем песок и минеральные удобрения. После подготовки яму заполняем водой, которая должна пропитать смесь и землю.
Берем декоративные кустарники, устанавливаем их в ямы, после чего следует визуально оценить, как они смотрятся в общей картине ландшафта. Если в ней вас все устроило, засыпаем их землей, уплотняем почву, создавая небольшой валик, который позволит остановить растекание влаги при поливе. Не следует забывать про мульчирование грунта (покрытие почвы для защиты), что позволит избежать роста сорняков.
Виды декоративных кустарников для дачи
Прежде, чем выбирать декоративные цветущие кустарники для дачи, необходимо узнать, какие растения в какой период произрастают.
- Весна. В это время года вас будет радовать спирея, форзиция, миндаль, волчеягодник, ирга канадская, керия. Если регион отличается более мягким климатом, то великолепно подойдут камелия, азалия, гамамелис, магнолия.
- Лето. В данный период выбор растений невероятно огромен. Можно остановиться на барбарисе, чубушнике, розах, гортензиях.
- Осень. Желая украсить свой ландшафт осенними кустарниками, можно выбрать рябину, абелию, калину, боярышник. Высаживая растения в регионах, где господствует мягкий климат, украшайте свой дачный участок разнообразными видами японского клена.
- Зима. Каждый садовод мечтает о великолепном зимнем саде. Но для этого вам необходимо выбрать правильные сорта кустарников. К ним относят ягодный тисс, шиповник, остролист (падуб). Эти растения свою красоту сохраняют на протяжении всего зимнего периода.
Декоративные кустарники для дачи – правильный уход
Чтобы ваш сад оставался цветущим долгое время, необходимо обеспечить ему правильный уход. Для этого не нужно прикладывать много усилий и тратить время, но делать это следует обязательно. Так, после того, как вы посадите кусты, обрежьте поломанные и слабые ветки, которые мешают росту здоровых побегов. Иногда укорачивают и длинные побеги – таким образом, происходит уменьшение площади испарения для восстановления физиологического баланса между корневой системой и надземной частью кустарников.
Общий уход за растениями заключается в обильных поливах дважды в месяц и подкормке удобрениями, разрыхлении почвы. Не забывайте и про удаление уже отцветших соцветий. Чтобы уберечь растения от болезней и вредителей, нужно использовать специальные опрыскиватели и смеси для борьбы с ними.
- Автор: nasotke
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Страница не найдена [404] | Расширение сотрудничества UGA
Публикации
4-H Молодежное развитие Встречи округов и клубов, экологическое просвещение, программы животноводства, достижения в проектах, летний лагерь
Животноводство Аквакультура, говядина, пчелы, молочные продукты, лошади, мелкие жвачные, птица и яйца, свиноводство
Окружающая среда и природные ресурсы Инвазивные виды, предотвращение загрязнения, лесное хозяйство, вода и засуха, погода и климат, дикая природа
Деньги, семья и дом Развитие взрослых и семьи, развитие младенцев, детей и подростков, деньги, жилье и домашняя среда
Полевые культуры, производство кормов и газонов Кукуруза, хлопок, фураж, пенька, арахис, мелкие злаки, соевые бобы, табак, газон
Еда и здоровье Сохранение пищевых продуктов, коммерческая и домашняя безопасность пищевых продуктов, пищевая наука и производство, питание и здоровье
Производство фруктов, овощей и декоративных растений Черника, виноград, декоративное садоводство, лук, персики, орехи пекан, мелкие фрукты, овощи
Газон, сад и ландшафт Домашние сады, уход за газонами, декоративные растения, ландшафтный дизайн
Сорняки, болезни и вредители Болезни животных и паразиты, муравьи, термиты, вши и другие вредители, неприятные животные, борьба с вредителями и болезнями растений, сорняки
Актуальные и актуальные темы Последние обновления, инициативы и программы от UGA Extension.
Избранные программы
- 4-H Встречи округов и клубов
- Волонтерская программа Master Gardener Extension
- Образовательная программа по безопасности пестицидов
- Учебная программа школьного сада
- Обучение ServSafe®
- Услуги по тестированию почвы и воды
Классы, семинары и клубные встречи UGA Extension предлагает множество персонализированных услуг как семинары, классы, консультации, сертификаты, лагеря и педагог Ресурсы.
Посмотреть все программы и услуги
Окружные офисы
Календарь
Расширение меняет Грузию Совместные программы повышения квалификации Университета Джорджии улучшают жизнь людей и дают результаты.
Наше влияние
Присоединяйтесь к нам- Работа для агентов и преподавателей
- Дополнительные преподаватели
- Вакансии персонала
- Стажировки
- 4-H Экологические преподаватели
- Волонтеры
О расширении
- Чем мы занимаемся
- Наши программы
- Наша история
- Районы, учреждения и центры
- Кадровый справочник
- Лидерство
- Связанные агентства
- Поддержите нас
- Свяжитесь с нами
Впечатляющий рост декоративных растений
На протяжении тысячелетий растения выращивали не только по экономическим причинам, но и для служения магии, приманки бессмертных существ и для эстетического удовольствия.
Фото: Бао Нгуен/UnsplashАвтор: Джордж Гессерт
Послушайте эту статью
Предоставлено вам Курионом, партнером MIT Press
Эстетическая привлекательность, возможно, сыграла роль в одомашнивании растений и животных, но появление чистых декоративных растений, то есть растений выращивал только по своим эстетическим характеристикам, это гораздо более поздняя разработка. Спустя долгое время после возникновения городской цивилизации декоративное и хозяйственное использование растений, по-видимому, не различалось. Например, элегантные сады, изображенные в египетских гробницах 18-й династии (ок. 1415 г. до н. э.), насколько мы можем судить, состояли из многоцелевых растений. Среди тех, которые были идентифицированы, — финиковые пальмы, виноград, гранаты, папирусы и инжир.
Эта статья взята из книги Джорджа Гессерта «Зеленый свет: на пути к искусству эволюции».На нескольких египетских гробницах изображены цветущие растения, которые могли быть чисто декоративными, но с таким же успехом могли быть и лекарственными средствами.
Самые ранние сады, которые, кажется, предназначались прежде всего для удовольствия, были в Месопотамии. Эпос о Гильгамеше, относящийся к событиям 2700 г. до н.э., содержит описания того, что могло быть декоративными садами; однако первое безошибочное свидетельство растений, выращиваемых для удовольствия, происходит из Ассирии. Там у королей были охотничьи угодья и парковые плантации деревьев. Тиглат Пилесар I, правивший около 1100 г. до н. э., привез кедры и ящики из завоеванных им земель. Другие ассирийские цари оставили записи о парках, засаженных пальмами, кипарисами и миррой.
Висячие сады Вавилона были созданы Навуходоносором, который, как гласит история, построил их для своей персидской жены, которая тосковала по горам своего детства.Мы не знаем, как выглядели эти парки. Первые неутилитарные сады, которые можно приблизительно реконструировать, датируются шестым веком до нашей эры. Висячие сады Вавилона были созданы Навуходоносором, который, как гласит история, построил их для своей персидской жены, которая тосковала по горам своего детства. Вавилон располагался на речной равнине. Говорят, что террасные сады, занимавшие три или четыре акра, напоминали зеленую гору. Самые ранние записи о Висячих садах принадлежат греческим историкам Диодору и Страбону, но никаких останков так и не было найдено. Однако остатки Кира Великого (ок. 585-ок. 529 гг.)до н.э.) сад в Пасаргадах все еще существует. На участках симметрично посажены деревья и кустарники.
В записях о месопотамских парках и садах особое внимание уделяется деревьям. Почему деревья, а не цветы? В случае с садом Кира Великого веками сохранились только остатки деревьев и кустарников. Травянистые растения, если они и существовали, исчезли. Греки, на записи которых мы должны опираться, чтобы получить большую часть информации о месопотамских садах, не были развиты в садоводстве и, возможно, были чрезмерно впечатлены самыми крупными и очевидными растениями. Тем не менее, деревья почти наверняка были важной частью месопотамских садов. Деревья дают тень, что необходимо в этой части мира с ее интенсивным светом и палящим зноем.
Практика выращивания растений для эстетического удовольствия, по-видимому, возникла независимо друг от друга в четырех далеко друг от друга местах: Месопотамии, Китае, Мексике и Южной Америке.
Помимо своей утилитарной ценности, многие деревья красивы с точки зрения архитектуры и имеют символическое и социальное значение. Как и другие земледельческие народы, жители Месопотамии расчищали землю для посевов и рубили деревья на дрова. Рядом с городами и поселками рощи, оставленные нетронутыми, могли постепенно исчезнуть, потому что крупный рогатый скот, овцы и козы пасли и вытаптывали саженцы, не позволяя расти новым деревьям. Когда леса превращаются в воспоминания, уцелевшие остатки могут обрести новый смысл. Рощи могут стать символом прошлого и священными. Они также могут стать индикаторами богатства и мирской власти.
Прямоугольный пруд с утками и лотосами, засаженный финиковыми пальмами и фруктовыми деревьями, на фреске из гробницы Небамуна, Фивы, 18-я династия. Всеобщее достояние.Те же значения не обязательно относятся к более мелким цветковым растениям. Сельское хозяйство и скотоводство уничтожают многие виды мелких растений, но на их месте появляются другие, даже когда окружающая среда резко меняется. В результате экологические разрывы между прошлым и настоящим могут быть менее очевидны для травянистых растений, чем для деревьев.
Сельское хозяйство и животноводство имеют тенденцию к обеднению окружающей среды биологически и для органов чувств. Сады удовольствий могут быть реакцией на сенсорное и эмоциональное оскудение чрезмерно инструментальной, безрадостно очеловеченной среды. Месопотамские сады, для которых у нас есть планы, были организованы геометрически, что сегодня может показаться не лучшим средством от визуальной бедности. Однако для древних геометрические насаждения реконтекстуализировали бы знакомые растения и давали новые впечатления, в том числе повышенное чувство смысла и безопасности. В Месопотамии геометрическое упорядочение пространства использовалось, чтобы предложить альтернативу природе. Сады, известные как райские уголки, представляли собой обнесенные стеной пространства, где можно было воссоздать божественный порядок. Этот порядок был математическим.
Мы знаем, что эти математические пространства были чувственно обогащены перемещенными видами и комбинациями растений, неизвестными в дикой природе. Также могли быть обрезанные, привитые и дрессированные растения. И со временем (в конце концов, месопотамской цивилизации ко времени Гомера было более 2000 лет) в садах должны были появиться новые сорта, при поддержке людей или без нее.
Из Месопотамии концепция чистого декоративного искусства распространилась на запад. Ни египтяне, ни греки, по-видимому, ничего не добавили к месопотамским и персидским идеям, хотя греки с их страстью к письменному слову оставили первые обширные записи о декоративных растениях.
Римляне с энтузиазмом восприняли идеи Востока. Уже в середине второго века до нашей эры в римских поместьях были увеселительные сады. Во времена империи некоторые из этих садов были геометрическими, вероятно, по образцу восточных оригиналов, но другие были неформальными, дикими садами. Декоративные растительные материалы включали многие виды деревьев и кустарников, а также травянистые многолетники, в том числе фиалки, нарциссы, вьюнки, гиацинты, папоротники, барвинки, анемоны, ракеты, лилии, первоцветы, шафран и плющи. Календулы и маки — первые зарегистрированные однолетние декоративные растения.
Экстремальный и удивительно пророческий римский сад был парковой пристройкой к Золотому дому Нерона, построенному после Великого пожара 64 г. н.э., уничтожившего большую часть Рима. В Золотом доме была аркада с колоннами длиной 3000 футов и вестибюль, достаточно большой, чтобы вместить статую императора высотой 120 футов. Историк Тацит, близкий современник Нерона, писал, что настоящим чудом Золотого дома была не его «обычная и банальная роскошь, такая как золото и драгоценности, а лужайки, озера и фальшивая простота». Там были искусственные леса, водопады и огромный бассейн «как море», а также пашни, виноградники, пастбища, а также дикие и домашние животные. В Риме уже было много садов, но Золотой дом был чем-то новым, загородной виллой в центре города.
Нерон вызвал такую ненависть, что после его смерти Золотой дом был разобран, а его сельская местность возвращена городу. Золотой дом был жестоким и злополучным выражением глубокой человеческой потребности, на которую лучше (хотя и неадекватно) отвечали городские парки, зеленые пояса и другие попытки сохранить или воссоздать сельскую местность в городе.
Моктесума нюхает букет цветов (Из «Ватиканского кодекса 3738»)Появление чистых декоративных растений на Западе плохо задокументировано, но их раннюю историю в других местах проследить еще труднее. Практика выращивания растений для эстетического удовольствия, по-видимому, возникла независимо по крайней мере в четырех далеко друг от друга местах: Месопотамии, Китае, Мексике и Южной Америке.
У ацтеков и других народов древней Мексики были сады для удовольствий, и ко времени испанского вторжения георгины, циннии и два вида бархатцев культивировались достаточно долго, чтобы стать одомашненными. В рассказах о ранних мексиканских садах удовольствий часто подчеркивается аромат. Войти в сад Нецауалькойотля, поэта-короля Тескоко, было, как описал потомок короля Икстилксочитль, «все равно что попасть в сад, пролитый дождем ароматных тропических цветов». Поэзия ацтеков связывает цветочные духи и опьянение. Слова песни ацтеков гласят:
Я вдыхаю духи
Моя душа пьянеет.
Я так жажду места красоты
Место цветов, место моей реализации.
Что цветами моя душа опьянена.
Связь цветов с опьянением, вероятно, является литературным приемом, но вполне может отражать реальный опыт. Народы Мезоамерики были мастерами веществ, изменяющих сознание. Ацтеки и другие народы использовали пыльцу агавы (вечернее растение, 90–100 Agave americana 9). 0101) вызывает головокружение. Цветы по крайней мере одной группы растений, дурмана, занимавшего видное место в медицине ацтеков, содержат пыльцу и ароматы, вызывающие опьянение.
Народы Мезоамерики были мастерами веществ, изменяющих сознание.
Из любопытства я поставил букет дурмана возле своей кровати и вдыхал их аромат, засыпая. У меня не было необычных снов, поэтому я попробовал еще раз, принеся в свою студию родственника дурмана, горшечную бругмансию, южноамериканское шаманское растение со свисающими трубчатыми цветами. Великолепный аромат вызвал у меня одну из самых сильных головных болей, которые я когда-либо испытывал. На этом мои исследования опьяняющих духов закончились.
Мы очень мало знаем о садах удовольствий инков. Перуанский летописец XVI века Гарсиласо де ла Вега, сын принцессы инков и конкистадора, записал, что до завоевания «во всех королевских дворцах были сады и огороды для отдыха инков [короля]. Они были засажены всевозможными яркими и красивыми деревьями, цветочными клумбами и прекрасными и приятно пахнущими травами». Несколько других ранних отчетов подтверждают существование садов удовольствий инков, но, как и следовало ожидать, летописцев больше интересовали драгоценные сады. металлов, чем в цветах. Следовательно, мы знаем меньше о декоративных растениях, которые выращивали инки, чем о наборе искусственных растений, вылепленных из золота и серебра в Храме Солнца в Куско. Сборка включала копии трав, цветов, злаков и деревьев. Скульптуры из полезных растений, таких как кукуруза и лебеда, смешивались с цветами, ящерицами и бабочками.
Идея выращивания растений для удовольствия, возможно, пришла из Месопотамии в Китай, но убедительных доказательств этому нет. Скорее всего, шаманы самостоятельно создали предшественников китайских декоративных садов. Шаманские сады выполняли церемониальные функции и содержали растения, ценившиеся за их способность концентрировать жизненные силы природы.
К периоду Сражающихся царств (481–221 гг. до н. э.) китайские маги и целители создали своеобразный сад, предназначенный для привлечения духов. Император Хань У-ти (141–86 гг. до н. э.) построил два озера, в каждом из которых были копии легендарных островов бессмертных. Целью этих искусственных островов было заманить бессмертных существ и получить их секреты для императора.
Только император мог нести вещи так далеко. Уже во времена правления Хань У-ди часть Китая была густонаселенной, пахотных земель не хватало, а сложившаяся этика землепользования препятствовала приобретению больших поместий для неутилитарных целей, кроме как императором. Правительство конфисковало огромные охотничьи парки, принадлежавшие некоторым влиятельным чиновникам, и раздало землю беднякам. Иногда правительство конфисковывало и сады. Китайцы хань, очевидно, рассматривали прото-украшения и сады, где они росли, как волшебные и целебные в одних обстоятельствах, как символы статуса в других, а в третьих как выражение жадности. Сегодня на Западе существует поразительно схожий диапазон реакций на декоративные растения и декоративные сады.
Картина династии Сун, изображающая Тао Юаньмина, восхищающегося хризантемами.Литературные данные свидетельствуют о том, что чисто декоративные растения существовали в период Шести династий (222–598 гг. н. э.). Тао Юань-мин (365-427 гг. н.э.), который отказался от надежной и высокооплачиваемой государственной должности, потому что чувствовал, что жизнь слишком коротка для того, чтобы кланяться и шаркать, необходимые для такого успеха, ассоциировал садовые цветы с поэзией и песнями. «Я не хочу богатства. Я хочу не власть. Небеса выше моих надежд. Тогда позвольте мне прогуляться сквозь светлые часы, когда они проходят, в моем саду среди моих цветов».
Сначала камелии выращивали для получения масла, пионы — для медицины, лотосы — для еды, а дельфиниумы — как любовные снадобья и для борьбы со вшами.
Многие из сегодняшних декоративных растений начинались как растения многократного использования. Сначала камелии выращивали для получения масла, пионы — для медицины, лотосы — для еды, а дельфиниумы — как любовные снадобья и для борьбы со вшами. В дни, предшествующие календарю, японские фермеры выращивали Iris ensata , предшественника сегодняшних высокоселективных японских ирисов, потому что он цвел в то время, когда рис приходилось пересаживать с грядок на рисовые поля.
Роза показывает, насколько окольным может быть путь к чисто декоративному статусу. Греки и египтяне выращивали розы как лекарственные растения, а также для духов и венков. Древние относились к венкам довольно серьезно. Их носили как почетные знаки и знаки звания, и их правильное использование строго соблюдалось. Плиний рассказывает о человеке, которого посадили в тюрьму за то, что он вышел на балкон своего дома с неуместным венком из роз.
Деталь росписи римского сада из Дома Золотых Браслетов, Помпеи. Всеобщее достояние.Первое явное свидетельство того, что розы использовались в чистом виде в качестве декоративных растений, находится в Риме. Фрески в Помпеях изображают сады удовольствий с розами, и Плиний оценил несколько различных сортов по их эстетическим качествам. Тем не менее, даже у римлян розы, возможно, выращивались не столько для украшения, сколько для использования в венках, лекарствах, парфюмерии или для их лепестков, которые были разбросаны по дорожкам сановников на улицах.
Цветы, особенно розы, фигурировали в упадке Рима. В Золотом доме Нерона были комнаты с обшитыми панелями потолками, которые открывались так, что рабы, работая над головой, могли опрыскивать гостей благовониями и лепестками. Кульминацией недолгого правления императора Элагабала стала вечеринка, на которой гостям было осыпано столько цветов, что некоторые из них умерли от удушья.
Из-за ассоциаций с недобрыми старыми днями розы потеряли популярность среди христиан Западной Европы после падения Рима. Но розы продолжали выращивать в лечебных целях, и со временем они стали символом Девы Марии, что восстановило престиж растения. Еще в 18 веке треть всех лечебных трав требовала розы. За исключением витамина С в средствах, приготовленных из шиповника, польза, вероятно, была предметом предположения. Лишь в последние несколько столетий большинство роз стали чисто декоративными.
В садах сопоставлялись виды, никогда не встречавшиеся в дикой природе. Ветер и насекомые производили гибридизацию, а садовники занимались отбором. Задолго до открытия сексуальности растений некоторые декоративные растения были значительно усовершенствованы. Джон Крич, бывший директор Национального дендрария США и авторитетный специалист по азалиям, писал, что «можно только благоговеть перед изощренным уровнем культуры азалий, существовавшим [в Японии семнадцатого века]…. Сомнительно, чтобы современные селекционеры азалий преследовали какие-либо цели, которые не были приняты во внимание пионерами-разработчиками азалий, производившими селекцию, которая с тех пор не повторялась». Хризантемы, тюльпаны, розы и камелии семнадцатого века демонстрировали сопоставимые достижения.
Вкус у растений меняется. Цикламены с причудливыми гребнями были популярны в Европе 18 века. Сегодня эти цветы выращивают всего несколько специалистов. В Японии азалии без лепестков, состоящие в основном из тычинок, считались чрезвычайно элегантными. Китайские и японские садоводы довели хризантемы до эксцентричных высот, вырастив увядшие на вид цветы и те, которые напоминали швабры или измельченный кокос.
Из-за ассоциаций с недобрыми старыми днями розы потеряли популярность среди христиан Западной Европы после падения Рима.
Разные эпохи предпочитают разные новинки. Викторианцы были в диком восторге от пеларгоний, только что прибывших из Южной Африки, и фуксий из Центральной и Южной Америки. Као Линь, китайский каталогизатор пионов 15-го века, упомянул сорт под названием «Being Black Purple», который он сравнивает с черной мальвой, что свидетельствует об интересе к черным цветам. Европейское увлечение черным цветом возникло только два века спустя. Зеленые цветы никогда не привлекали больше, чем меньшинство. Као Линь упоминает пионы с зелеными отметинами, но к его времени среди литераторов уже прочно закрепилось признание зеленых цимбидиумов. В Европе 17-го века у некоторых тюльпанов были зеленые сердцевины или полоски, но только в 1899 г.0190-е века, когда несколько британских флористов начали преднамеренно селекционировать зеленые ушные раковины.
Предпочтения в отношении конкретных рисунков и форм также сильно различаются. Полосатые камелии были популярны в Японии, а полосатые гвоздики и тюльпаны вошли в моду в Европе, но, кажется, ничего подобного не появилось в Китае, где предпочтение отдавалось селфи. Османские турки предпочитали тюльпаны с тонкими заостренными лепестками, в то время как европейцы предпочитали широкие округлые лепестки. Давно культивируемые цветы, такие как пионы, розы и хризантемы, увеличились в размерах как в Европе, так и в Китае, но еще в 17 веке Чу Та почтительно рисовал хризантемы скромных размеров. Европейцы, китайцы и ацтеки отдавали предпочтение очень полным двойникам, но в Японии многие садоводы предпочитали полумахровые или одинарные сорта. Эстетические предпочтения среди растений не уступают предпочтениям в живописи и скульптуре. Некоторые предпочтения широко распространены, но многие из них относятся к определенному времени и месту.
В свете изысканности декоративных растений 18-го века, таких как ушные раковины, тюльпаны и ранункулюсы, почему они не были признаны искусством? Более двух столетий назад Шекспир в «Зимней сказке» размышлял о полосатом гилливоре, или гвоздике, как о «искусстве, которое исцеляет природу — скорее изменяет ее, — но само искусство и есть природа». Здесь слово «искусство» означает «умение» или «ремесло», а не изобразительное искусство. Тем не менее Шекспир, по-видимому, понимал, что определенные культурные растения формируются в результате человеческого выбора. Это был важный шаг к тому, чтобы рассматривать некоторые растения как изобразительное искусство, потому что европейцы считали искусство исключительно человеческой деятельностью (возможно, с помощью божественного вдохновения) 9.0003
Представление о том, что искусство является исключительно человеческим, не является универсальным. Китайцы, японцы и корейцы, занимавшиеся очень сложным декоративным садоводством, считали, что искусство возникло из природы, и приписывали природным объектам эстетические и философские качества искусства. В Китае ученые собрали замечательные камни и искривленные корни и представили их в виде скульптур. Эти найденные природные объекты были связаны с пейзажной живописью, которая наряду с каллиграфией занимала вершину изобразительного искусства.
Культурные условия Востока, по-видимому, благоприятствовали признанию различных растений, диких и одомашненных, искусством. Но этого не произошло. Одна из причин может заключаться в том, что до самого конца династического периода цветочная живопись считалась второстепенным жанром. Джозеф Нидэм, посвятивший большую часть своей жизни изучению китайской культуры, предлагает более глубокую причину, по которой биоискусство не возникло в династическом Китае.
Единственным самым большим препятствием на Западе для признания селекции растений искусством была вера в то, что искусство и природа отделены друг от друга.
Пытаясь ответить на вопрос, почему наука возникла на Западе, а не в Китае, Нидхэм пришел к выводу, что Запад страдает «шизофренией души», характеризующейся резким расколом между физическим миром и сферы духа. Разделение сознания было для Нидхема условием, которое двигало интеллектуальное и культурное развитие на Западе. Наука возникла, потому что она обещала помочь преодолеть разрыв между природой и духом и преодолеть болезнь дуализма. Китайцы, не страдавшие шизофренией души, не стремились развивать науку, не нуждались в самолечении посредством биоискусства.
В 1694 году Рудольф Камерариус, профессор натурфилософии Тюбингенского университета, доказал, что растения размножаются половым путем. Это сделало возможной селекцию растений и в конечном итоге привлекло внимание к роли, которую люди сыграли в формировании новых видов. Однако само по себе понимание сексуальности растений не привело к признанию растений изобразительным искусством. Частично причина заключалась в том, что, по крайней мере, еще одно столетие сексуальность растений оставалась спорной. Кроме того, в это время декоративное растениеводство стало ассоциироваться с низшими классами. Однако самым большим препятствием на Западе для признания селекции растений искусством были не классовые предрассудки или скандал, связанный с сексуальностью растений, а вера в то, что искусство и природа отделены друг от друга.
Эта идея, которую можно проследить до Месопотамии, пришла к нам в основном из Библии, в которой утверждается, что между людьми и остальной жизнью существует непреодолимая пропасть. Согласно книге Бытия, Бог сотворил людей отдельно от зверей и по своему образу, а растения и животные существуют лишь по своим собственным, привязанным к земле образам. Вывод очевиден: люди не только важнее для Бога, чем любой другой вид жизни, мы принадлежим к отдельной и более высокой категории бытия.
Абсолютно исключительное и привилегированное место человечества во вселенной стало ключевым христианским постулатом, усиленным заимствованиями из греческой философии. Эстетическая теория вторила церковной доктрине, утверждая, что искусство возникло из человеческого разума или духа и поэтому находится вне природы и выше ее. «Художественная красота, — писал Гегель, — стоит в раз выше , чем природа. Ибо красота искусства есть красота, рожденная… от ума… Бог более чтит то, что делает или делает ум, чем произведения или образования природы» (курсив Гегеля).
Не все философы были столь непреклонны. Кант считал, что искусство и природа разделены, но грань между ними не всегда ясна. В «Критике суждения» он различает эстетические качества природы и эстетические качества изобразительного искусства, но отождествляет художественный гений с природой. Кроме того, к изобразительному искусству он относит садово-парковое искусство, а это значит, что живые растения могут быть составной частью искусства.
Кант не зашел так далеко, чтобы признать отдельные декоративные растения произведениями искусства. Поступить так означало бы рискнуть интеллектуальной ересью. Словно для того, чтобы заверить своих сверстников в том, что он не пламенный радикал, он описывает цветы как «свободные красоты природы», приводя розы в качестве ярких примеров.