фото, как они появляются, сроки, когда цветок их выпускает и что делать, если растение не дает отростки?
При помощи детки, появившейся на орхидном растении, можно ее размножить.
А то, как именно дает орхидея эту детку — самостоятельно или она была стимулирована цветоводом при помощи цитокининовой пасты, не влияет на рост молодой розетки.
Содержание:
- 1 Детки орхидеи
- 1.1 Как выглядят?
- 1.2 Как и когда появятся?
- 1.3 Необходимый уход
- 1.4 Как получить?
- 1.5 Что с ней делать?
- 1.6 Когда можно отсаживать?
- 1.7 Как отделить?
- 1.8 Место появления
- 1.8.1 У корней
- 1.8.2 На стволе
- 1.9 Почему не появляются?
- 2 Полезные видео
- 3 Заключение
Детки орхидеи
Как выглядят?
Молодая розетка выглядит точно также, как и взрослое растение, копируя его полностью. Те же листья, формирующийся в стебель, и корневая система, которая появляется чуть позже, а при сухом воздухе надо будет помочь растению для наращивания ее длины.
- На цветоносе;
- На стебле;
- Возле корней.
Фото, как появляются детки на цветоносе.
Подробнее о том, как выглядят детки орхидеи, вы узнаете из этой статьи.
Как и когда появятся?
Начинают они появляться после периода цветения. Срок, когда орхидея даст детку, зависит от того, созданы ли ей определенные условия:
- Температура должна находиться в пределах 22-27 градусов тепла;
- Должно быть много рассеянных солнечных лучей;
- Полив должен быть сокращен, но не стоит давать растению засушивать свою листву.
ВАЖНО! Должна быть разница в 5 градусов между ночной и дневной температурой. Это практически главный элемент для их появления.
Необходимый уход
Уход за деткой стандартный и не отличается от ухода за материнским кустом. Единственной разницей будет, если в помещении очень сухо и она отказывается наращивать корни, то внизу ее кустика привязывают мох сфагнум и увлажняют его раз в сутки, чтобы корни проклюнулись и потянулись к влаге.
Наращивание корней при помощи мха.
Увлажняя мох, надо стараться не попадать в пазухи листьев взрослого растения, чтобы не вызвать гниение основного ствола.
Больше информации об уходе за детками вы найдете здесь.
Как получить?
Если естественным путем не получается получить детку, то ее появление можно стимулировать при помощи гормональной пасты. Для этого слегка повреждают оболочку ждущей почки и наносят на нее гормональную пасту. Размер катышка пасты не должен превышать спичечную головку.
Примерно через 10 суток начнет расти молодой кустик. До момента отсаживания проходит еще 6 месяцев.
ВАЖНО! Если стимуляция не удалась, ее повторяют через 2 недели.
Более подробно о том, как заставить орхидею дать детку, читайте тут.
Что с ней делать?
Главное в этот момент — не вмешиваться. Раз орхидея выпустила детку — значит, условия у растения подходящие.
Надо следить за поливами и влажностью воздуха вокруг цветка.
И не забывать подкармливать материнское растение подкормками для орхидных растений, где большая доля в составе отдана азоту.
Подробнее о том, что нужно делать с детками, читайте в данной статье.
Когда можно отсаживать?
Отсаживают детку в тот момент, когда у нее полностью сформировалась собственная розетка из листовых пластин и есть корни в количестве 2-3 штук длиной до 5 см.
Если корней не видно, потому что розетка растет от корней и не видно корневой массы детки, то рекомендуется убрать немного коры, чтобы проверить длину ее корней.
Более подробно о сроках, когда нужно отсаживать детку, читайте здесь.
Как отделить?
Чтобы отсадить детку, есть определенная технология:
- Молодую часть растения отсекают при помощи секатора. Его срез специально организован таким образом, чтобы он хорошо затягивался;
- Все срезы, как на молодой поросли, так и на материнском растении, обрабатывают антисептиком (древесной золой), чтобы избежать заражения грибковой инфекцией;
- Оставляют просушиться на воздухе в тени около 2 часов;
- Высаживают росток в отдельную емкость маленького размера по размеру корневой массы;
- Субстрат должен состоять из мелких фракций.
Отсаженные детки фаленосиса.
Больше информации о технологии отсадки вы найдете в этой статье.
Место появления
У корней
Такими должны быть ваши действия, если появились детки у корней:
- Чтобы отделить такую поросль, надо вытащить растение из субстрата и отряхнуть его, чтобы корневая система была хорошо видна. У детки должно быть 2-3 корня длиной 5 см;
- Острым секатором детка отсекается одним движением;
- Все срезы обрабатывают антисептиком и подсушивают на открытом воздухе;
- После всех проведенных манипуляций отросток от корня высаживают в отдельную емкость и первый полив делают спустя 5 суток.
Прикорневая детка.
На стволе
Такую детку трудно отделить, не повредив основной ствол цветка. Поэтому ее рекомендуют не отсаживать. Но если цветоводу это необходимо сделать, то он отсекает ее с частью корней до 5 см. таким образом, чтобы на материнском стволе было как можно меньше повреждений. Срезы обрабатывают древесной золой.
ВАЖНО! Такую детку не отсаживают, так как без определенного опыта в культивировании орхидей можно погубить материнское растение и не спасти детку.
Почему не появляются?
Причины, почему орхидея не дает молодые детки:
- Слишком маленькая влажность в помещении;
- Мало рассеянного солнечного света;
- Растение слишком молодое, чтобы растить деток;
- Температура в помещении для появления детки должна быть близка к 30 градусам тепла, иначе, если будет ниже, из спящей почки появиться цветонос;
- Должен быть перепад температур между дневной и ночной температурой около 5 градусов.
Полезные видео
Заключение
Тропическая орхидея обладает собственными секретами и чтобы она хорошо росла и развивалась, цветоводу их необходимо знать. И тогда цветок покажет всю красоту своего цветения. Чтобы размножить это великолепие, можно будет вырастить молодые детки на своей орхидее.
Внимание! Если вы нашли ошибки в статье либо статья плохо раскрывает тему, то напишите, пожалуйста, об этом в комментах с указанием того, что не так. Может быть, вы найдете путаницу в терминах, ошибки в подписях к фото (неправильно указан сорт) либо еще какие-то неточности. Мы хотим сделать сайт лучше! С уважением, Админ.
Как появляются и растут детки у орхидеи на стволе, у основания и корня и какой нужен уход?
Одним из самых простых способов размножения орхидей в домашних условиях является размножение деткой. Детка – это новый маленький цветок, который может появиться на разных частях орхидеи и в некоторых случаях полностью вытесняет взрослую орхидею из горшка. В этот период материнское растение как и молодое нуждается в особом уходе, но в статье пойдет речь в большей степени о детках орхидеи и о том, какой им необходим уход.
Показать содержание
- На каких частях цветка может образоваться?
- Как понять, что появилась?
На корне На стволе У основания корневой шейки
- Уход за материнским растением
На каких частях цветка может образоваться?
Детка появляется в разных местах взрослого растения, которое еще называют материнским. Это может быть стебель, пазухи листьев или спящие почки на цветоносе взрослого растения. В зависимости от расположения она имеет определенное название. Та, которая расположена ближе к корням называется прикорневой. А та, что расположена выше на стебле – это базальная детка (подробно о том, как разбудить спящие почки орхидеи и каковы негативные последствия для цветка, читайте тут).
Стоит помнить, что нельзя надолго откладывать процесс отделения. Ведь корешки маленького цветка могут стать хрупкими и сломаются при пересадке.
Важно! Отделить потомство от материнского растения можно тогда, когда у нее появиться 3-4 листика, а корешки отрастут до 5 см.
Так же в это время не стоит забывать и о взрослой орхидее. Процесс вырастания детки довольно длительный – до полугода. Именно в этот период она будет нуждаться в особом уходе из-за дополнительной на нее нагрузки.
Как понять, что появилась?
При первом появлении на цветке детку довольно сложно отличить от цветоноса или воздушного корня. Поэтому важно знать, как выглядит корень, цветонос и сама детка.
- Корень – имеет гладкую поверхность без чешуек с закругленными кончиками. Направлен вниз. Рост в сторону или вверх можно наблюдать довольно редко.
- Цветонос – растет из центра вверх и имеет острый кончик. На нем, в отличие от корня, есть чешуйки.
- Детка – новое маленькое растение со своими листочками и корешками. Но для того, чтобы полностью удостовериться, что это новое растение, необходимо подождать. Именно после появления листочков станет понятно, что орхидея дала потомство.
На корне
С первого взгляда покажется, что у корня растет самостоятельное растение.
Но если аккуратно разгрести верхнюю часть коры, то станет видно, что маленькое растение появилось на материнском растении. Для того, чтобы отделить детку от корня взрослого растения, необходимо отрезать детку вместе с его кусочком. Однако не стоит этого делать до того момента, пока у детки не появятся свои корешки.
Отделять ее стоит с особой аккуратностью, так как есть риск повредить корни материнского растения и самой детки. Многие цветоводы предпочитают не отделять ее от корня взрослого растения. В таком случае если оказать правильный уход то обе красавицы дадут прекрасное цветение.
Предлагаем посмотреть видео о появлении детки на корне орхидеи:
На стволе
Многие специалисты считают, что есть несколько причин появления деток:
- Неправильный уход из-за которого цветок погибая, отдает последние силы на размножение, выполняет свою биологическую задачу. Но на практике получается иначе. Детка способна появиться на стебле полностью здорового цветка.
- Травма стебля или гибель точки роста – следующие причины появления детки на стебле.
Не стоит отделять детку от мамы. Она не выживет самостоятельно. В результате в одном горшке будет две орхидеи. Материнское растение со временем отмирает, а его место занимает молодое.
Внимание! Особенностью базального отростка является отсутствие корней у детки, она питается за счет корней и стеблей материнского растения.
Но некоторые цветоводы все таки прибегают к процедуре отделения детки от стебля. Во время этого процессу необходимо обязательно выполнять такие правила:
- место среза обязательно посыпать древесным углем;
- молодое растение подсушить сутки и затем поместить в мелкофракционный субстрат;
- ожидать появление корней.
У основания корневой шейки
- Перед отделением такой детки, необходимо в первую очередь подготовить инвентарь. После нужно срезать детку с растения. Но не срезать ее полностью, а оставить минимум один сантиметр цветоноса.
- Затем срезанный отросток просушивают в течение 30 минут.
- Срез присыпают древесным или активированным углем.
- Отросток помещают в подготовленный субстрат.
Уход за материнским растением
Во время роста детка получает все необходимое для роста от материнского растения. Именно поэтому не важно, на какой части растения она появилась, но ей не нужен в особый уход, в отличие от материнского растения. Ему необходимо повышенное внимание.
После появления потомства растение необходимо содержать в теплом влажном режиме. Так же «маме» особо необходимы удобрения в этот период. В качестве подкормки выбирайте удобрения с высоким содержанием азота. Именно он помогает в наращивании зеленой массы.
Справка. Орхидеи от природы не нуждаются в большом количестве удобрений, поэтому нужно крайне внимательно подбирать дозировку для подкормок. Переизбыток питательных веществ может привести к заболеваниям цветка.
Если вы планируете отделить ее от «мамы», а она долгое время не дает своих корней, то для ускорения и стимулирования этого процесса можно использовать мох-сфагнум.
Для этого нужно обложить место крепления мхом и систематически проводить его опрыскивание. Бывают такие случаи, когда детка выпускает цветонос до того, как ее отделят от материнского растения. В таком случае, чтобы не было торможения развития листьев и корней, цветонос необходимо удалить.
Появление деток у орхидеи – нечастое явление. Поэтому важно распознать ее появление и оказать ей правильный уход. Только в таком случае вы можете получить новый роскошный цветок.
Наверх
Что делать, если орхидея дала отросток на стебле, и как ухаживать за детками растения?
Как появляются и растут детки у орхидеи на стволе, у основания и корня и какой нужен уход?
По каким причинам у деток орхидеи могут отсутствовать корни и как их нарастить?
Способы, как отделить детку орхидеи, и дальнейший уход за материнским растением и отростком
Создаём тропическую плантацию дома: топ советов и хитростей, как выращивать деток орхидей
Перейти на канал
Как воспитать ребенка-орхидею
Необходимо знать
Умный, яркий семилетний Уилл был источником как глубокой родительской гордости, так и семейного хаоса. Он всегда был дитя удивительных контрастов. Как только он вошел в мир со своими черными вьющимися волосами и лазурно-голубыми глазами, он был полон любознательности и намерения. Никогда не отличавшийся особой суетливостью, он спал всю ночь к трем месяцам, хорошо и энергично сосал грудь и почти не сопротивлялся обожающей заботе родителей. Но к его первому дню рождения начал проявляться новый набор менее привлекательных качеств.
Уилл швырял родителям в лицо нежелательные продукты, иногда безутешно плакал, когда оставался с кем-то незнакомым, и его полностью уничтожили изменения в его распорядке дня. По мере взросления он проявлял неуравновешенную застенчивость, прячась за ноги родителей в присутствии новых детей, и отвращение ко всякой новизне или переменам. Его часто пугал громкий шум, он ненавидел некоторые вкусы и не выносил ощущения, что его носки мнутся в ботинках.
Несмотря на эти трудности, Уилл преуспел во многих отношениях: он развивался не по годам, проявляя яркий и творческий ум, и превратился в крепкого, хотя и нерешительного маленького мальчика. Но его вспыльчивость и непостоянство бросали вызов всем усилиям родителей по их сдерживанию, а его резко необузданные эмоции бросали вызов терпению всех, кто сталкивался с ним, даже учителей и друзей. Короче говоря, он был очаровательным, но опасно неуравновешенным ребенком.
В моей книге «Орхидея и одуванчик: почему некоторые дети борются и как все могут процветать » (2019) я описываю 40 лет исследований биологических реакций детей на стресс и проблемы, из которых появилась картина с высоким разрешением такие, как Уилл. Он был тем, кого мы стали называть, метафорически, «ребенком орхидеи» — разумным, нежным и сильно затронутым его социальными и физическими обстоятельствами. Он великолепно процветал в благоприятных и предсказуемых условиях, но впадал в поведенческий и эмоциональный беспорядок, когда ему бросали вызов новизна или трудности.
В ходе нашего исследования мы с коллегами обнаружили, что дети орхидей составляют примерно одного из пяти из сотен протестированных нами в нашей лаборатории, а остальные — «дети одуванчиков» в нашем сокращении — проявляют небольшую биологическую реакцию на стрессоры и небольшое количество возмущений. в состоянии здоровья в широком диапазоне поддерживающих и сложных условий. Например, у детей-одуванчиков почти не изменится частота сердечных сокращений или температура кожи, если мы дадим им несколько задач на запоминание, в то время как сердца детей-орхидей начнут биться чаще при первых признаках того, что их попросят выполнить задание.
Цветы одуванчика известны своей выносливостью и устойчивостью – они расцветают и растут везде, где случайно падают их семена. Орхидеи, с другой стороны, нежны и хрупки — цветы изысканной красоты, когда за ними тщательно ухаживают, но чахнут без особого ухода, который им требуется. Так и с детьми орхидей и детьми одуванчиков. В то время как дети одуванчика, которых мы идентифицировали в нашей лаборатории, оставались сильными и здоровыми, несмотря на невзгоды, с которыми они часто сталкивались, дети орхидей демонстрировали крайние результаты развития. Они процветали и процветали, когда воспитывались в позитивных, воодушевляющих семьях и школах, но чахли и болели в условиях невзгод и угроз.
Хорошая новость для родителей, которые изо всех сил стараются воспитать очень чувствительного ребенка, похожего на орхидею, заключается в том, что они расцветают благодаря любви, времени и вниманию, которые они потребляют. Несмотря на то, что они нуждаются в обильной любви и заботе, они разумные дети с богатым воображением, которые — при достаточной поддержке — часто достигают зрелого возраста с особыми творческими способностями и достижениями. Что делать? вести. Воспитывать ребенка-орхидею сложно, сложно и всегда важно, потому что сила воспитания пропорциональна чувствительности и восприимчивости детей, находящихся под вашей опекой. За многолетнюю клиническую практику я отметил шесть основных стратегий воспитания, которые, по-видимому, способствуют и поддерживают здоровое развитие детей орхидей. Эти шесть стратегий удобно представлены с помощью мнемоники O-R-C-H-I-D, которая может напомнить следующее:0005
O: Позвольте вашему ребенку открыть свое собственное истинное я
В книге Элис Миллер Драма одаренного ребенка (1979) , психоаналитик отметила, что у многих ее взрослых пациентов есть общие черты с Серьезные расстройства психического здоровья были детством, которое каким-то образом препятствовало выявлению и расцвету собственного истинного «я» человека — того основного ядра, которое делает каждого из нас тем, кто мы есть, которое движет нашими ценностями, страстями и мировоззрениями. По мнению Миллера, чувствительный, «одаренный» ребенок, стремясь воплотить в жизнь надежды и желания родителей, теряет полное ощущение себя и вступает во взрослую жизнь, определяемую потребностями других и сопровождающуюся эмоциональной пустотой. Дети должны узнать, кто они и кем они могут стать. Одним из многих простых подходов, обеспечивающих полное выражение подлинного «я» ваших детей, является предоставление регулярных возможностей — например, во время семейных обедов — для выражения мнения или рассказа о событиях каждым ребенком без порицания, осуждения или подчинения со стороны других. .
R: Создайте предсказуемый семейный распорядок
Семейный распорядок – такие действия, как совместный ужин, ритуалы перед сном, установленное время выполнения домашних заданий, игры или вечера кино или посещение еженедельных религиозных служб – защищают и полезны для всех детей, но особенно для детей с чувствительностью к орхидеям. В настоящее время проведены полувековые исследования, подтверждающие эффективность семейного распорядка в уменьшении домашнего хаоса, поощрении чувства стабильности у детей, уменьшении распространенности болезней и инфекций и укреплении психического здоровья. Такие рутины и ритуалы, вероятно, принесут пользу всем детям, а возможно, и их родителям и опекунам, но чувство постоянства и надежности, которое привносит рутина, кажется особенно хорошим для детей-орхидей с их бдительной чувствительностью к структуре жизни и надежностью.
Тридцать лет назад мы исследовали группу беременных девочек-подростков и обнаружили, что те, у кого было больше чувства постоянства, предсказуемости и преемственности в жизни, как правило, рожали с меньшими осложнениями для здоровья. Рутины и ритуалы не только не делают жизнь скучной или монотонной, но, по-видимому, оказывают ощутимое защитное воздействие на молодых людей и семьи, которые их преследуют.
Один из способов создания комплекса рутин и ритуалов в семье, более склонной к анархии, — это проведение семейного собрания, на котором всем может быть предложен и одобрен иллюстрированный календарь ежедневных, еженедельных и ежемесячных регулярных действий. Рутины и ритуалы могут быстро стать своего рода клеем, который скрепляет семью, особенно во времена кризиса или невзгод.
C: Выразите свое сострадание или непоколебимую любовь (обозначается латинским словом Caritas)
Все дети остро нуждаются в родительской любви и привязанности. Они также зависят от любви своих бабушек и дедушек, опекунов, сообщества и братьев и сестер. Но дети-орхидеи особенно нуждаются в постоянном, надежном присутствии и любви своих воспитателей. Иногда эта любовь проявляется в объятиях и словах. В других случаях это удовлетворение потребностей — хорошая и здоровая еда, внимание к чистке зубов или постоянное и предсказуемое время отхода ко сну. В других случаях родительская любовь лучше всего проявляется в сдерживании и осуждении поведения ребенка. Заботливый родитель вполне может сказать: «Я слишком сильно тебя люблю, чтобы позволить тебе вести себя так, как ты хочешь». Будь то узнаваемые формы ободряющих слов, физической привязанности или надежного наказания, эта непоколебимая любовь — это то, чего жаждут и в чем нуждаются все дети-орхидеи. К счастью, для большинства родителей любовь к своим детям более или менее естественна (исключением могут быть редкие мизантропические родители). Самоочевидно, что в течение первого года жизни ребенка происходит то, что родители все больше и больше влюбляются в своего ребенка — каждый младенец уникален и совершенен, чтобы пробуждать тепло и привязанность в сердцах своих родителей. Это непоколебимый, неизменный характер вашей любви — и заботливое поведение, которое вызывает ваша любовь — это важно для всех детей, но особенно важно для ваших детей-орхидей.
H: Распознавайте человеческих различий среди ваших детей
В некоторых семьях удобнее или проще стирать и скрывать обычно очевидные различия между своими детьми. Универсальное воспитание, в конце концов, проще, и оно соответствует преобладающей культурной ценности «одинаково относиться ко всем нашим детям». Но такое воспитание рискует упустить и проигнорировать важные индивидуальные различия в потребностях и способностях детей. Мой основной аргумент в The Orchid and the Dandelion заключается в том, что дети — даже братья и сестры, зачатые и рожденные одними и теми же родителями — разительно отличаются по своему темпераменту, своим когнитивным и поведенческим способностям, своей чувствительности к окружающей среде, а также своим потребностям в воспитании и уходе. Как я указываю в книге, на самом деле не бывает двух детей, выросших в «одной и той же семье». Различия в очередности рождения, поле, характере и других факторах делают опыт пребывания в семье отдельного ребенка различным, не говоря уже о событиях, болезнях и изменениях обстоятельств, которые меняют воспитание в ходе индивидуального детства. Таким образом, все эти факторы в совокупности делают семейный опыт для каждого ребенка разным. Все дети, но особенно дети-орхидеи, чувствуют себя лучше в семьях, где различия между детьми отмечаются, а не скрываются, признаются, а не маскируются. Вы могли бы проявить внимание к уникальным качествам и способностям ваших детей, явно отыскивая и отмечая таланты каждого из них; избегая предположений о предпочтениях ребенка в отношении спорта или музыки, науки или искусства; и прилагая усердные усилия, чтобы исследовать в общении один на один глубокие, направляющие течения в жизни каждого из ваших детей.
I: Убедитесь, что у вашего ребенка-орхидеи есть время и место для воображения игры
Многие родители, которым никогда не говорили ничего другого, считают игру своих детей тривиальной, «детской» или неважной. Это на самом деле ничего, но неважно. Игра детей в одиночку, с другими детьми или со взрослыми опекунами имеет решающее значение для их развития и благополучия. Именно через игру дети узнают, кто они как личности, приобретают социальные навыки, необходимые для навигации в сложных группах сверстников, и сталкиваются с необходимостью идти на компромисс с требованиями и волей друзей. Именно во время фантазии они зажигают собственное творчество и открывают для себя радость совместного воображения. Игра также является одним из способов восстановления и исцеления детей от травм и трудностей. Таким образом, не случайно детские терапевты используют игру и фантазию как один из важных способов формирования у ребенка способности выносить и преодолевать невзгоды и стресс. Родители, которые поощряют игры своих детей, выделяют время для игр и защищают их от отвлекающих факторов, связанных с экранами и цифровыми медиа, активно содействуют здоровому развитию и вовлечению ребенка в социальные отношения.
Выделение времени для игр особенно важно сегодня, учитывая предвзятое отношение современной культуры, особенно в семьях среднего класса, к заполнению детских дней лихорадочными, безостановочными занятиями. В моей клинике я часто сталкивался с обеспеченными детьми, у которых каждый внеучебный момент расписан уроками языка, футбольными командами, уроками плавания и компьютерными курсами. Я помню, как у одного ребенка был личный таксист, которого родители наняли, чтобы возить ее с одного занятия на другое каждый день после школы. Но хотя родители, которые устраивают такой захватывающий график, несомненно, действуют из лучших побуждений, дети нуждаются в свободном времени не меньше, если не больше, чем любой из нас. Такое время позволяет не только получить необходимый опыт творческой игры, но и поразмышлять, почитать, отоспаться, заняться творчеством и провести время с друзьями. Движение к так называемому «родительству на свободном выгуле», когда время детей без присмотра защищено, является желанным признаком. Вы можете еще больше способствовать неограниченному времени для игр ваших детей, установив параметры для «тайм-аутов экрана», когда электронные устройства временно запрещены; вовлекая детей в мероприятия на открытом воздухе, такие как походы, скалолазание или кемпинг на природе; и/или организуя мероприятия без повестки дня с лучшими друзьями детей.
D: Помогите своему ребенку противостоять опасности
Будучи родителем ребенка-орхидеи, одно из самых трудных и потенциально важных решений, которое вам придется принимать снова и снова, — это то, как реагировать на выражение страха вашего ребенка. когда они сталкиваются с новой или сложной ситуацией. Пример, который я часто использую, — это когда ребенка-орхидею приглашают на вечеринку по случаю дня рождения, на которой он или она будет знать ребенка, чей сегодня день рождения, но мало или вообще никто из других приглашенных. Такой ребенок может предсказуемо отказаться от того, чтобы погрузиться в столь новую и непредсказуемую социальную среду. В этой ситуации вы должны выбирать между уважением беспокойства и страха вашего ребенка, позволив ему пропустить вечеринку, или подталкиванием вашего ребенка вперед к неудобному, но в конечном итоге адаптивному уроку мужества. Это трудный выбор, и на него нет легко предписываемого ответа: вы должны принимать такие решения «на лету», используя свою интуицию и здравый смысл. По мере возникновения таких ситуаций может помочь вовлечь вашего ребенка-орхидею в «мысли вслух» как о недостатках, так и о достоинствах движения вперед в пугающее, но потенциально способствующее росту приключение.
Ключевые моменты – Как воспитать ребенка-орхидею
- За последние 30-40 лет мы узнали, что дети не в равной степени подвержены психологическим и физиологическим последствиям невзгод. Скорее, они, кажется, делятся на две широкие категории восприимчивости: значительное большинство, которые, подобно одуванчикам, процветают везде, где им случается приземлиться, как в благоприятной, так и в стрессовой среде; и небольшое меньшинство, которые, подобно орхидеям, особенно чувствительны как к хорошим условиям выращивания, так и к плохим.
- Примерно каждый пятый ребенок похож на орхидею – их здоровье, образование и социальные результаты существенно различаются в зависимости от семьи, школы и общественной среды, в которой они живут.
- Вы можете помочь воспитать своих детей-орхидей, запомнив мнемонику O-R-C-H-I-D: позвольте им быть своими собственными людьми; установить последовательное семейство подпрограмм ; осыпать их любовью и состраданием ; признать и прославить человека различия среди ваших детей; приемное время для неструктурированных, творческих игр; и помогите им противостоять и ориентироваться в опасностях .
- Помните, что, хотя дети-орхидеи иногда могут представлять собой сложные проблемы в воспитании детей для родителей, такие дети могут вырасти в молодых людей с необычным, даже захватывающим будущим.
Узнать больше
Выращивание детеныша орхидеи может занять больше времени и усилий, чем забота родителей о детеныше, более похожем на одуванчик. Обладая большей проницаемостью и восприимчивостью к окружающему миру, дети-орхидеи больше полагаются на своих родителей, чтобы смягчить воздействие невзгод дома или в школе, услышать высокие эмоции, которые они неизбежно испытают, и обеспечить структуру и надежность. что им нужно. Конечно, дети-одуванчики тоже нуждаются в своих родителях, и все же в сутках не так много времени, которое родители должны уделять, особенно работающие родители, которые возвращаются домой, и у них мало что осталось от себя, чтобы поделиться.
В конце концов, вы должны отдавать любовь и внимание, которые у вас есть, помня о их важности для всех детей, помня при этом, что ваш ребенок-орхидея неизбежно потребует временами еще большей вашей заботы и еще большего напоминания о вашей непоколебимой любви. . Помните букву H для обозначения человеческих различий в мнемонике O-R-C-H-I-D: строго эгалитарное воспитание — это культурный миф; это просто невозможно. Так что давайте, что можете, когда это необходимо, зная, что разным детям нужны разные родители, разделяя бремя, где можете, и помня, что неизменная, самоочевидная любовь — это самая большая потребность каждого ребенка.
Еще один важный вопрос: что говорить орхидейному ребенку о собственной чувствительности и реактивности. Это особенно важно, учитывая повышенную чувствительность ребенка-орхидеи к социальным различиям и суждениям. Большинство детей-орхидей к тому времени, когда они идут в школу, хотя бы частично осознают, что они чем-то отличаются от большинства детей, часто даже от своих братьев и сестер. Вы можете задаться вопросом, насколько эти различия должны быть раскрыты вашему ребенку или обсуждены с ним. Например, дети-орхидеи могут осознавать, что их чувства и чувствительность более интенсивны, чем у других детей. Они могут осознать, что источники их собственного дискомфорта (например, носки, смятые в ботинках, или чувство отстраненности от игр других детей) могут вызывать более негативные и настойчивые эмоции, чем у других детей. Или дети-орхидеи могут чувствовать себя менее смелыми, чем их сверстники, когда сталкиваются с новыми или угрожающими ситуациями.
В таких обстоятельствах, я думаю, вам лучше всего ограничить наблюдения и мысли, которыми вы делитесь, теми, которые отвечают на конкретные вопросы ваших детей. На самом деле, это хороший подход ко многим родительским дилеммам, связанным с детскими вопросами: отвечайте только на те вопросы, которые задают, и отвечайте только тогда, когда они возникают. Не нужно усаживать шестилетнего ребенка-орхидею и заранее объяснять, чем он отличается от других малышей: более чувствительный, более хрупкий, более нежный. С другой стороны, если ребенок выражает тревогу по поводу своей чрезмерной чувствительности к тому, что другой ребенок думает о нем или как другой ребенок реагирует, осуждает или обращается с ним (например, «Почему я больше не нравлюсь Габби?» или «Почему так получилось?»). Сэм смелее меня?’), соответствующий возрасту разговор об этих вопросах или наблюдениях, как правило, полезен и поддерживает. Такой разговор может быть оформлен, например, как обсуждение сильных и слабых сторон:
Вы знаете, что у всех детей и даже у взрослых есть что-то сильное, а что-то слабое? Как твой брат Джамал: он действительно хороший артист, но поет не очень хорошо, не так ли? Он может быстро бегать, но еще учится бросать мяч.Он хорошо читает, но ненавидит математику. Ну ты тоже такой. У вас удивительно творческое воображение; это означает, что вы можете придумывать отличные игры и удивительные истории. Но вы также очень чувствительны, когда задевают ваши чувства или чувства другого ребенка. Это делает вас иногда легко ранимым, но это также делает вас хорошим другом и хорошим братом. Так что ваши нежные чувства — это не только сила или слабость: и то, и другое!
Прекрасным подспорьем для такого разговора с маленьким ребенком является книга « Джесс была храброй » (1991) канадской детской писательницы Джин Литтл. В нем рассказывается история двух сестер, Клэр и Джесс. Джесс всегда смелая, лазает по деревьям, никогда не плачет в кабинете врача, не боится грозы. Но однажды Клэр удивляет себя, когда плюшевого мишку Джесс забрали мальчики постарше, приходя на помощь и возвращая игрушку своей сестры с хитрой историей о возможных последствиях кражи. Это хорошая иллюстрация различий между детьми и их самовыражения.
Воспитание ребенка-орхидеи — не праздник. Это может быть трудным и сложным, как полезным, так и тревожным. Но невероятная щедрость успешного воспитания хрупкого ребенка в здорового и компетентного взрослого — это достижение, достойное наших самых усердных усилий. Большинство детей-орхидей вырастают людьми не только с изысканной, хотя иногда и раздражающей чувствительностью, но и с динамичным творчеством и необычайной жизнью.
Ссылки и книги
Моя книга Орхидея и одуванчик: почему некоторые дети борются и как все могут процветать (2019): резюме 40-летних исследований чувствительности детей к их социальной и физической среде, сопоставленное с воспоминаниями о взрослении в моей родной семье.
Мое выступление на TEDx «Орхидея и одуванчик» (2019 г.): короткое доступное видео с основными моментами моего исследования для широкой аудитории.
У клинического психолога Элейн Арон есть полезный веб-сайт, описывающий ее обширную работу с высокочувствительными взрослыми, включающий тесты для самопроверки, видео, советы и многое другое.
Мое получасовое интервью 2019 года с Дэйвом Дэвисом, ведущим ток-шоу NPR Fresh Air .
Статья «Дети-орхидеи» (2009 г.) научного писателя Дэвида Доббса для The Atlantic (опубликована в Интернете как «Наука об успехе»): одна из первых статей в основных средствах массовой информации об индивидуальных различиях в детском возрасте. восприимчивость к социальным условиям.
Статья «По следам дитя орхидеи» (2011 г.) научного писателя Рэя Герберта для Scientific American : еще одно краткое изложение для широкой аудитории.
Книжка с картинками Джесс была храброй (1991) Джин Литтл, иллюстрированная Джанет Уилсон: история сильных и слабых сторон для маленьких детей.
Книга Элис Миллер « Драма одаренного ребенка: поиск истинного Я » (1979): классическое исследование длинной тени детского опыта с психоаналитической точки зрения.
«Орхидея и одуванчик» рассказывает о науке о чувствительных детях: кадры
Услышано на свежем воздухе
По словам педиатра и писателя Томаса Бойса, при наличии поддерживающих и заботливых условий высокореактивные «орхидейные» дети могут успешно справляться с трудностями, особенно если им комфортно в обычной рутине. Майкл Х / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок Майкл Х / Getty ImagesПри наличии поддерживающих и заботливых условий высокореактивные «орхидейные» дети могут успешно справляться с трудностями, говорит педиатр и писатель Томас Бойс, особенно если им комфортно заниматься обычной рутиной.
Майкл Х / Getty Images Доктор Томас Бойс, почетный профессор педиатрии и психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, лечил детей, которые казались совершенно невозмутимыми и безразличными к своему окружению, а также тех, кто чрезвычайно чувствителен к окружающей среде. С годами он стал уподоблять эти два типа детей двум очень разным цветам: одуванчикам и орхидеям.
Вообще говоря, говорит Бойс, который также посвятил почти 40 лет изучению реакции человека на стресс, особенно у детей, большинство детей, как правило, подобны одуванчикам, достаточно устойчивыми и способными справляться со стрессом и невзгодами в своей жизни. Но меньшинство детей, которых он называет «детями-орхидеями», более чувствительны и биологически реагируют на обстоятельства, из-за чего им труднее справляться со стрессовыми ситуациями.
Как и цветок, говорит Бойс, «ребенок орхидеи — это ребенок, проявляющий большую чувствительность и восприимчивость как к плохим, так и к хорошим условиям, в которых он или она оказывается».
При наличии поддерживающих и заботливых условий дети-орхидеи могут процветать, особенно, по словам Бойса, если им комфортен регулярный распорядок дня.
«Дети орхидеи, кажется, преуспевают, когда ужинают каждый вечер в одном и том же месте и в одно и то же время с одними и теми же людьми, имеют определенные ритуалы, которые семья выполняет неделю за неделей, месяц за месяцем», — говорит он. «Такая рутина и однообразие жизни изо дня в день, из недели в неделю, кажется, полезно для детей с такой большой восприимчивостью».
Новая книга Бойса — Орхидея и одуванчик: почему некоторые дети борются и как все могут процветать и .
Основные моменты интервью:
На лабораторном тесте, который он провел, чтобы определить, является ли ребенок орхидеей или одуванчиком
Мы попытались понять эти индивидуальные различия между детьми в том, как они биологически реагируют на легкие, обычные виды проблем и стрессоров, и мы сделали это, перенеся их в лабораторные условия. Мы усадили их перед экзаменатором — научным сотрудником, с которым они ранее не встречались, — и попросили их выполнить ряд несложных заданий. Это были такие вещи, как пересчет ряда цифр, которые экзаменатор просил их назвать, и увеличение их с первых трех до четырех и до пяти цифр; заставляя их просто участвовать в разговоре с этим экзаменатором, который может спросить их об их дне рождения, подарках или чем-то об их семье. Это само по себе является проблемой для маленького ребенка. Нанесение капли лимонного сока на язык было еще одним вызовом, который напоминал об этих изменениях в биологической реакции. …
Мы измерили их реакцию на стресс, используя две основные системы реакции на стресс в человеческом мозгу. [Одной из них была] система кортизола, сосредоточенная в гипоталамусе головного мозга. Это система, которая высвобождает гормон стресса кортизол, который оказывает сильное влияние как на иммунную функцию, так и на сердечно-сосудистую систему.
Вторая система реагирования на стресс — вегетативная нервная система, или система «бей или беги». Это то, что отвечает за потные ладони и небольшую дрожь, расширение зрачков, все эти вещи, которые мы связываем с реакцией «бей или беги». Таким образом, мы наблюдали за реакцией и обеими этими системами, когда дети выполняли эти несложные задания. …
Мы обнаружили огромные различия [среди] детей. Были дети в верхней части спектра, у которых была драматическая реактивность как в системе кортизола, так и в системе борьбы или бегства, и были другие дети, у которых почти не было биологического ответа на вызовы, которые мы им ставили.
О том, как реакция ребенка на стрессоры может быть связана с физическими и эмоциональными поведенческими последствиями
В ходе нашего исследования мы обнаружили, что одни и те же модели реагирования обнаруживаются при обоих соматических заболеваниях, таких как тяжелые респираторные заболевания, пневмония, астма и так далее, а также или более [в] эмоциональных поведенческих последствиях, таких как тревога и депрессия и экстернализирующие виды симптомов. Поэтому мы считаем, что те же модели восприимчивости, которые мы находим у ребенка-орхидеи по сравнению с ребенком-одуванчиком, проявляются не только в отношении физических недугов, но и в отношении психосоциальных и эмоциональных проблем. И мы считаем, что одни и те же основные биологические процессы работают в обоих случаях. …
Мы знаем, например, что эти две системы реакции на стресс… система кортизола и система борьбы или бегства, вегетативная нервная система, обе из них оказывают мощное воздействие на иммунную систему, поэтому они могут изменять способность ребенка выстраивать иммунную защиту от вирусов и бактерий, которым он может подвергаться. И они также оказывают мощное воздействие на сердечно-сосудистую систему, поэтому [они] могут в конечном итоге во взрослой жизни предрасполагать к развитию гипертонии, высокого кровяного давления или других видов риска сердечно-сосудистых заболеваний.
О том, как может различаться опыт детей даже в пределах одной семьи
Опыт детей в данной семье, братьев и сестер в семье, даже если они воспитываются с одними и теми же родителями в одном доме в одном районе — на самом деле у них совершенно разные виды переживаний, которые зависят от порядка рождения ребенка, пола ребенка, до некоторой степени различий в генетической последовательности. Это способ рассказать об этих драматических различиях, которые дети разного порядка рождения и разного пола имеют в данной семье.
О подталкивании детенышей орхидеи к выполнению новых или сложных задач
Я думаю, что это, пожалуй, самая трудная родительская задача в воспитании детеныша орхидеи.