Розы в ландшафтном дизайне дачного участка: Розы в ландшафтном дизайне сада и дачного участка

Розы в ландшафтном дизайне сада и дачного участка

Цветник – одна из важнейших составляющих красивого ландшафтного дизайна. Он будет особенно впечатляющим, если посадить там розы. Королева цветов не устает удивлять своим многообразием: она может быть благородной, веселой, строгой, игривой, нежной, изысканной и создавать соответствующее настроение на всем участке или в какой-то его части. Использовать розы в ландшафтном дизайне сада всегда актуально и выигрышно.

  • Многоликие и разнообразные
  • Как можно украсить участок розами — основные варианты
  • Как правильно оформить розарий
  • Что хорошо растет совместно с розами
  • Несколько советов по уходу

Плюсы и минусы

Выбор вместо обычного цветника именно розария имеет множество плюсов:

  • Розы – это всегда красиво, причем их красота, с отличие от остальных цветов, по нраву всем.
  • Несложный уход, который не отнимет особо много времени.
  • Богатый ассортимент, позволяющий создавать великолепные и неповторимые композиции.

Из недостатков самый существенный – низкая морозостойкость. Но селекционеры провели полномасштабную работу и решили эту проблему для очень многих сортов. Так что сегодня розовые кусты способны выдержать и наши морозы.

Многоликие и разнообразные

Сегодня розы представлены практически бесчисленным множеством сортов всевозможной величины и расцветки, и любые из них можно применять в розариях. Для удобства их принято делить на большие группы:

  • бордюрные,
  • ремонтантные,
  • почвопокровные,
  • парковые,
  • штамбовые,
  • флорибунда,
  • плетистые,
  • чайно-гибридные,
  • полиантовые,
  • миниатюрные.

Дизайн ландшафта не ставит своей целью продемонстрировать в одном саду всего ассортимента этих роскошных цветов. Розы в ландшафтном дизайне дачного участка подбираются так, чтобы выполнить из них эстетичную композицию и добиться максимальной красоты.

Как можно украсить участок розами – основные варианты

Розами сад или любую территорию возле своего дома можно украсить многими способами – сделать из них живую изгородь, посадить у двора, в палисаднике или центральном розарии, оформить с их помощью арку или беседку, составить живописную композицию с прудом или водопадом, высадить возле стен дома или возле забора и т.д. Каждый из этих вариантов воплощается при помощи особых сортов роз, обладающих нужным свойствами – низкорослых, вьющихся и пр.

Фактически никаких ограничений не существует, все зависит от фантазии дизайнера и пожеланий владельца. Но в при выполнении дизайна ландшафта одного участка для получения желаемого результата лучше придерживаться принятых в нем правил.

Как правильно оформить розарий

Просто поместить кусты роз в то или иное место цветника — мало. Вначале все необходимо спроектировать, обдумать и детально спланировать. Оцениваются площади территории желаемого розария, вид грунта, доступность света. Для клумбы/миксборда с розами выбирают светлое место, вблизи которого не растут растения, способные ограничить их питание (это могут быть большие деревья и кустарники, растущие слишком близко).

Для удобства ухода, а когда нужно – и зимней защиты, розы высаживаются группами, поэтому следующий шаг – подобрать их габариты и геометрию (она крайне редко бывает сложной). Центром композиции служат полиантовые сорта, задний оформляют при помощи более высоких ремонтантных, парковых и чайно-гибридных роз, край розария обрамляют бордюрные розы, а в некоторых случаях вместо них подойдут почвопокровные.

ВАЖНО! Смешивать розы различных типов в пределах одной группы не стоит, так как они слишком разные, как по уходу, так и по другим особенностям.

Что хорошо растет совместно с розами

Розы в ландшафтном дизайне хорошо сочетаются со многими растениями, которые могут предоставлять для них наиболее выигрышный фон  и обеспечивать непрерывность цветения (чаще всего – ранней весной).

ВАЖНО! Особенно выигрышно розы будут выглядеть на фоне бело-сливочных цветов, а также любых оттенков сине-голубой, серебристо-фиолетовой гаммы цветущих растений или их листвы.

  • Вечнозеленые хвойники практически всех известных пород, как низкорослые, так и высокорослые. Такое сочетание уже давно считается классическим, смотрится изысканно и великолепно.
  • Гипсофила – еще один классический фон для всех без исключения роз, даже для белых.
  • Декоративные кусты с привлекательными плодами или цветами – чубушник, тамариск, бирючина, облепиха, снежноягодник, бересклет, кизильник, акация желтая, скумпия, сирень.
  • Разнообразные цветы, распускающиеся в теплое время года – астра, водосбор, дельфиниум, колокольчик, вероника, барвинок, лаванда. Главное для такого фона — избегать ярких оттенков: кальцеолярия, герань, портулак, тагетес, сальвия будут не слишком добрыми королевскими соседями, так как она теряется на их излишне броском фоне.
  • Кустарники, цвет листьев которых отличен от зеленого или же пестрый – бузина, барбарис, пузыреплодник и др.
  • Гривастый костер, вечнозеленый овес, овечья овсяница и прочие травы с красивыми колосками.
  • Лианы – актинидия, жимолость, клематис, особенно голубой.

ВАЖНО! В непосредственной близости к розам можно садить лишь те растения, что произрастают в близких с ними условиях, а также не пахнут слишком сильно, когда распускается королева цветов. В идеале им лучше цвести в другое с ней время.

Все эти и многие другие правила и нюансы, отлично известны специалистам – именно им лучше доверить оформление розами в ландшафтном дизайне.

Несколько советов по уходу

Удачные сочетания различных растений с розами в созданных живых композициях не только проявляют все их достоинства, но и увеличивают продолжительность их жизни. Тем не менее, минимальный, но грамотный уход все равно необходим. Как показывает практика, это залог долгой жизни и красоты любого розария.

Основных требований к уходу немного:

  • Достаточная освещенность – розы любят солнце.
  • Достаточный полив – пересыхать розам нельзя, но и заливать их не следует.
  • Регулярная подкормка – вполне хватит добавить розам питательных веществ в почву два раза в год, примерно в начале апреля и в середине июля.
  • Регулярная обрезка подсохших ветвей (весной) и увядших цветков в период цветения.
  • При необходимости – укрывание на зиму, если ваши розы не относятся к морозостойким сортам.

Заказать устройство розария, цветника, а весь комплекс ландшафтного дизайна «под ключ» для вашего сада или участка вы можете в студии «AG Garden Design». Для этого просто свяжитесь с нами по телефону, указанному на сайте, или закажите бесплатный обратный звонок. 

Ландшафтный дизайн с розами на участке или в саду, фото красивых вариантов

Королева цветов украсит садовый, парковый и дачный ландшафт. Она не заводит друзей и не видит конкурентов, поэтому и получила царское название. Но королеве не пристало быть без свиты. Несмотря на то, что роза не особо жалует компанию, понадобятся другие растения, чтобы создать оригинальную композицию. Используют несколько техник обустройства розария, который наполняют почвопокровными, плетистыми, парковыми, штамбовыми и чайными розами.

Имеете собственный дом или дачный участок? Тогда эта информация посвящена вам.

Розы в ландшафтном дизайне

Содержание

  • Розы в ландшафтном дизайне
  • Где разместить розарий
  • Что такое вертикальный розарий
  • Цветы-компаньоны роз
  • Розарий в ландшафтном дизайне: все «за» и «против»
  • ВИДЕО: Лучшие соседи роз. Сочетание роз с другими цветами.
  • 50 вариантов декоративных роз для ландшафтного дизайна:

Ландшафтный дизайн с розами впишется в любой участок, который залит солнцем не менее 6 часов за день. Розарий считается самостоятельной композицией, которая может стать основой ландшафтного дизайна. Он бывает клумбовым, вертикальным, в виде альпийской горки или масштабного цветника, «разрезанного» на несколько участков мощеными дорожками. Помимо вечнозеленых растений, кустарников и цветов, используют архитектурные формы и различные постройки.

В планировку чаще всего включают:

  • фонтан;
  • бассейн;
  • копию природного водоема в миниатюре;
  • арки;
  • скульптуры;
  • трельяжи;
  • беседки;
  • перголы;
  • малые архитектурные формы.

Внутреннее оформление двора – гордость хозяйки.

Чтобы не затеряться среди роз в дизайне сада, их перемежают зелеными насаждениями. Для розария можно использовать любые сорта, но высаживать их все вместе не стоит. Дача великолепно выглядит и с двумя-тремя сортами роз. Комбинация нескольких видов позволяет добиться должного декоративного эффекта. Здесь не нужно демонстрировать весь ассортимент сортов. Ваша задача – создать красочный цветник на ландшафте.

Интересно оформленный цветник составляет 80% удачного ландшафтного дизайна.

Где разместить розарий

Посадка роз в ландшафтном дизайне должна быть на солнечной стороне или в зоне партерного газона. Поскольку последний считается самым эффектным и элитным газоном, его не пристало прятать от посторонних глаз. Партерный газон украшают цветниками и декоративными кустарниками.

Местоположение должно быть хорошо освещенным и защищенным от ветра. Оптимальным вариантом для устройства розария считается полутень на южной стороне. Для нормального развития цветов им необходим солнечный свет и тень. Если первого будет в избытке, то ничего хорошего ждать не придется. Розы должны находиться в тени не менее 3 часов в дневное время суток, но при этом и солнечный свет должен поступать не менее 6 часов.

Красота. Это первый, и самый весомый аргумент. Как ни крути, а роза – цветок необычайной красоты.

Подтопленные почвы – табу для выращивания роз. Рекомендуют высаживать королеву цветов на земле, где присутствует дренированный суглинок. Приемлемая кислотность почвы составляет 5,5-6,5 pH. На глинистых почвах придется создать подходящий микроклимат. Для этого нужно добавить в землю немного песка или торфяной смеси.

Для обустройства клумбовых композиций понадобится гораздо больше места, чем для вертикального розария. Здесь необходимо предусмотреть небольшой «бордюр» из низкорослых вечнозеленых кустарников.

На данный момент есть много любителей данной культуры. И селекционеры позаботились о них, предоставив большой выбор различных видов.

Плетистая роза лучше растет вблизи дома. В таком случае растение может цепляться за фасад здания. Когда нет возможности высадить их под фундамент дома, розы располагают вблизи беседок. Цветник из вьющихся роз можно обустроить в любом месте участка, но для этого потребуются переносные арки или декоративные перегородки. Сорта с обильным цветением хорошо растут вблизи водоема. В таком случае они выполняют роль живой изгороди.

Розы не требуют особенной подкормки или очень сложного ухода.

Важно! Выбирая место для розария, учитывайте его масштаб. Посадки подбирают по форме и высоте. Розарий сажают обособленными или объемными группами. Наперед высаживают полиантовую розу, а на задний план – ремонтантную, чайную и парковую. Определиться с композицией роз на участке вам помогут фото ландшафтного дизайна с розарием.

Что такое вертикальный розарий

Этот вид цветника позволяет украсить беседки, любые постройки, заборы, арки, трельяжи. С помощью вертикальной посадки можно скрыть недостатки сада, к примеру, закрыть ими сухое дерево. Организация вертикального розария требует постоянного ухода за растениями. Плетущиеся сорта то и дело норовят выбиться из общего ансамбля. Они вьются во все стороны и пытаются зацепить стебли на понравившейся им поверхности. Пока они будут набирать высоту, необходимо постоянно фиксировать их в нужном направлении. В целом цветочные «гирлянды» создают сказочную атмосферу на участке. Обустроить в саду цветник из роз вам помогут фото идей.

Цветы-компаньоны роз

Цветовое окружение королевы сада выбирают по контрасту, высоте растения, размеру и частоте цветения. Рядом с розарием высаживают следующие группы растений:

  1. Весенние луковичные и многолетники добавляют цветнику красок.
  2. Миксбордер наполняют растениями, которые цветут одновременно с розой. К ним относятся многолетники и декоративно-лиственные виды.
  3. Композицию из плетущихся сортов и многолетников разбавляют многоцветковыми видами. Чаще всего используют полиантовую розу и почвопокровные растения.

Композиция будет выгодно смотреться в любой зоне участка и выполнять свою функцию.

Классическими спутниками королевы сада считаются следующие растения:

  • дельфиниум;
  • наперстянка;
  • шалфей;
  • колокольчики;
  • аконит;
  • кровохлебка;
  • аспарагус.

Гортензия, георгина, крупная лилия в розарии – не самая удачная идея. Это самодостаточные растения, притягивающие внимание на себя. Композиция с ними уместна в экзотических цветниках.

Комбинировать розы можно с любым количеством цветов.

Цветы-компаньоны розы – лилейник и клематис. Первый – неприхотливый вид, растущий сольно и в цветочных композициях. Второй прекрасно дополняет розу, причем имеет аналогичные агротехнические требования к выращиванию.

Здесь можете комбинировать все техники ландшафтного дизайна, и превращать в жизнь фантазии.

Розарий чаще всего делают в классических тонах. Популярные цвета – белый, розовый, красный и оттенки лососевого.

Используя розы для составления композиции с неживыми элементами, обратите внимание, чтобы корням было достаточно места для развития.

Розарий в ландшафтном дизайне: все «за» и «против»

К достоинствам роз относится следующее:

  • бутон необычайной красоты;
  • множество различных сортов;
  • возможность создавать оригинальные композиции.

Комбинируя с другими растениями, обязательно поинтересуйтесь приживутся ли они вместе.

Недостаток – низкая морозостойкость. Королева сада любит тепло и плохо переносит холод и суровые зимы. Но можно высаживать и морозоустойчивые сорта, которые вывели селекционеры.

Залог красивого и долгоживущего уголка с розами – правильный уход.

Обратите внимание! Розарий не для ленивых хозяев.

За ним, как и за другим цветником, необходимо ухаживать, «подкармливать» удобрениями и вовремя поливать.

Розы в саду может высадить каждый. Достаточно выбрать идею оформления, тип розария, место посадки и подходящий сорт. Розы стали желанными гостями на различных участках. Из них создают маленький розарий или объемные композиции.

Главное – это правильный уход, и создание композиции с наполненным любовью к цветам сердцем.

ВИДЕО: Лучшие соседи роз. Сочетание роз с другими цветами.

50 вариантов декоративных роз для ландшафтного дизайна:

Тихоокеанское садоводство | Розы на обочине

Украшенное розами бунгало в Лос-Анджелесе, 1920-е годы. Фотограф неизвестен

Когда-то воскресные водители могли рассчитывать увидеть розы, многие из которых были вьющимися, когда они ехали по пригородным улицам или по сельской местности. Не было никакого разрастания городов в том виде, в каком мы его знаем сегодня; дома были отделены друг от друга, в отличие от нынешнего образца все более крупных домов, стоящих один над другим. В соответствии со вчерашними просторными участками и социальными ожиданиями, у домовладельцев были газоны — как перед домом, так и за ним — и сады. Я беспокоюсь, что сегодня у нас есть поколение молодых людей, которые не будут знать, как работать в саду, потому что у них, кажется, так мало возможностей наблюдать за простыми удовольствиями садоводства. А кто уже ездит в воскресенье водит?

В те солнечные дни весны и лета перед Второй мировой войной сады были заполнены однолетними, многолетними растениями и розами. Еще в юности меня привлекали розы. Мне всегда нравились вьющиеся сорта, особенно «Дороти Перкинс», тогда один из самых популярных сортов. Созданный в 1901 году, он существует до сих пор, хотя его структура сильно пострадала от плесени и черной пятнистости.

Альпинистская форма Rosa ‘Mlle Cecile Brunner’ (Cecile Brunner, 1894 г.). Каскадные цветы можно было увидеть с улицы Сан-Хосе. Авторские фотографии, если не указано иное

Одна роза, которую я видел повсюду, была «Mlle Cecile Brunner» (мадемуазель сегодня опущена). Моя мать тренировала его на перголе, а мой отец носил маленькие бутоны на лацкане на работе; она была широко известна как «петлевая роза». Подъемными формами (их несколько) можно легко покрыть крышу гаража. Он обильно цветет в течение всего года в теплом климате и умеренно ароматен. Я помню, как видел его на заборах, так как трости так легко дрессируются. После посадки он безразличен к почве или уходу.

Роза ‘Fortune’s Double Yellow’ (многократно цветущая старая роза, 1845 г.) на прочной шпалере дома Вальехо в Сономе, Калифорния

На недавней выставке фотографий, сделанных в первые годы Пасадена и окрестности — я заметил еще одну популярную в то время розу. Его было легко узнать, несмотря на то, что фотографии были черно-белыми: амбары и домики были окутаны «двойным желтым цветом Фортуны». Форма цветов и изменение цвета лепестков придают этой розе уникальность. Желтовато-желтые и слегка оранжевые цветы, накинутые на решетку или покрывающие крышу гаража, создают наиболее привлекательный вид весной. Недавно на одной из улиц Кармеля я остановился, чтобы полюбоваться одной из них, которая обвилась вокруг двадцатифутового дерева, а затем покрыла вершину цветами. Это было повсюду в Лос-Анджелесе в моем детстве. Обнаруженная в 1845 году в Китае охотником за растениями Робертом Форчуном, эта роза имеет несколько псевдонимов: «Красота Глазенвуда», «Золото Офира» и «Роза Сан-Рафаэль».

Во время ежегодной поездки моих родителей в Санта-Барбару мы всегда посещали миссию. Во всех домах, окружавших церковь, были (и есть) прекрасные сады. Роза ‘Серебряная луна’, выведенная доктором Ван Флитом, американцем, известным своими интродукциями роз, была укреплена шпалерами на стене двухэтажного дома. Он может быть головорезом, если его не контролировать в саду, но тщательно натренировать как шпалеру или ограничить забором, как это происходит на дороге ранчо за пределами Уотсонвилля, Калифорния. Весной он произведет сотни полумахровых чисто белых цветов. , красиво держится над блестящей зеленой листвой.

Проезжая вдоль побережья по шоссе 101, мы часто заезжали в такие города, как Санта-Мария, где в викторианских домах было достаточно места для дрессировки роз. Альпинистская форма «миссис Пьер дю Пон» только что стала популярной; это было легко определить на расстоянии, так как было несколько ярко-желтых лиан, которые повторно цветут, как этот. Большинство чайно-гибридных альпинистов нелегко поддаются дрессировке, но этот стоит того. Прекрасный пример этого можно увидеть в садовом домике в Филоли, Вудсайд, Калифорния.

Роза Плетистая форма ‘Mrs Pierre du Pont’ (чайно-гибридная, 1933 г.) из новых представлений. Вождение в свободное время, которое я помню из своего детства, может быть, приходит в упадок, но наша зависимость от современных автомагистралей между штатами дает широкие возможности увидеть придорожные экземпляры даже на сегодняшних более высоких скоростях. Недавно на шоссе 880 между Оклендом и Сан-Хосе была посажена большая группа ландшафтных роз. Эти гибриды были созданы во Франции питомником Meilland, известным производством «Peace» — самой известной чайно-гибридной розы ХХ века. Великолепный показ одного из их ранних релизов, «Red Meidiland», можно увидеть на съезде Capitola с Highway One. Происхождение серии Meidiland сложное; Розарий Фред Бутин считает, что питомник использовал R. sempervirens когда началось разведение этой популярной серии. ‘Red Meidiland’ раскинулся и изогнулся, покрываясь одиночными цветками карминно-красного цвета с белыми глазками. Теперь у меня есть шесть из них для использования в трудных местах в моем собственном саду.

Кит Робинсон, главный ландшафтный архитектор Департамента транспорта Калифорнии, впервые увидел розы Мейдиленд во Франции, где они широко распространены, потому что они растут при небольшом количестве воды и без удобрений и, как правило, не нуждаются в химических средствах борьбы с вредителями или болезнями. После пробных посадок в Калифорнии он обнаружил, что они удивительно беззаботны и пользовались успехом у публики и у дорожных служащих. Он рекомендует некоторые из более поздних сортов Мейдиленда: «Огонь» (большие грозди, огненно-красный), «Лед» (одиночный, белый) и «Мэджик Мейдиленд» (маленький, двойной, темно-пурпурно-розовый, слегка ароматный).

Проезжая по межштатной автомагистрали 5 к югу от Портленда, автомобилист не может не заметить огромную бесконечную живую изгородь из Rosa multiflora , посаженную посредине и покрытую белыми цветами в течение нескольких месяцев в году. Уроженец Азии, он использовался в качестве подвоя для прививки и в диких садах. В качестве барьера вдоль наших автомагистралей между штатами он оказался привлекательным, не требующим особого ухода и безопасным ландшафтным кустарником. Rosa multiflora уже более двадцати пяти лет используется для экранирования фар. К сожалению, он сильно плодоносит и в некоторых районах страны стал натурализованным сорняком.

Департамент шоссейных дорог штата Вашингтон использует Rosa rugosa для борьбы с эрозией вместо гидропосевной газонной травы на Олимпийском полуострове и в районе Такомы. Корни этой розы удерживают землю на месте лучше, чем большинство других протестированных растений. Недостатком является множество колючек, которые делают его почти непроницаемым, но легкость роста, привлекательные одиночные цветки от розового до белого цвета и красочные шипы сохранят его в списке.

Rosa ‘Mme Caroline Testout’ (чайно-гибридный, 1901) в Портленде, штат Орегон

В поисках розы

В течение многих лет я искал любые остатки «Мадам Кэролайн Тестаут», французской розы, выведенной в 1901 году. Согласно городским записям, 10 000 из них были посажены вдоль главные улицы Портленда, штат Орегон, — так много, что роза стала известна как «Город Портленд». Только в 2000 году я нашел одно из оригинальных растений; два друга-розы заметили его, когда мы ехали по пригороду. Одна из самых популярных роз в истории, выносливая и ароматная, эта чайно-гибридная роза хорошо растет в большинстве климатических условий и выращивается по всему миру.

Государственный парк в Сан-Хуан-Баутиста в Центральной Калифорнии до сих пор служит прекрасным примером того, как выглядели сады в конце девятнадцатого века. Спасенный от вымирания несколько лет назад Фрэнсис Грейт, он прекрасно сохранился сегодня. Более пятидесяти древних и старых роз лучше всего раскрываются весной, хотя некоторые из них цветут повторно в течение всего года. Каждый апрель две вьющиеся розы, по-видимому, безымянные саженцы, пригвожденные к заборам, дают тысячи цветков.

Роза ‘Мадам Альфред Каррьер’ (нуазетта, 1879 г.))

Это лишь некоторые из плетистых, вьющихся и ландшафтных роз, которые можно приспособить к любым условиям. Для тех, кто думает, что все розы нужно все время опрыскивать, обрезать и баловать, этот выбор докажет обратное; видовые розы являются особенно жесткими покупателями. Их не всегда легко найти в питомниках; Исключение составляет роза «Желтая леди Бэнкс» ( Rosabanksiae var. lutea ), , которая дает тысячи желтых цветков в течение примерно месяца каждый год. Это роза, которую легче всего выращивать, если у вас есть место и вы готовы позволить ей бродить или карабкаться. Моя сейчас забралась на тридцать футов в итальянскую ольху ( Alnus cordata ). Некоторые округа использовали его в качестве живой изгороди, достигая примерно пяти футов в высоту.

Многие старые розы, которые труднее всего найти, можно приобрести в питомниках по почте. Лучшее время для посадки – осень. Покупайте те, которые выращены на собственных корнях, так как они более выносливы и здоровы. Однажды прижившись, эти кустарники и вьющиеся растения процветают в трудных условиях, без опрыскивания или удобрений и только с тем, что небеса дают в воде.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА ДЖЕЙМСА РОУЗА

Ландшафтный архитектор-нонконформист Джеймс Роуз и его борьба против законов пригорода Нью-Джерси.

Ландшафтный архитектор Джеймс К. Роуз (1913–1991) сфотографировал в 1944 году модель того, что позже станет его домом в Риджвуде, штат Нью-Джерси. © Архивы Джеймса К. Роуза, любезно предоставлено Центром Джеймса Роуза.

Дизайн часто рассматривается как эффективное, полное решение ряда заданных ограничений, таких как бюджет, время, пространство, материал, код и закон. Но это не является неизбежным. Дизайн также можно рассматривать как открытую форму, непрерывный процесс, в котором предварительные сборки актуализируют определенные способы взаимодействия, никогда не разрешая и не завершая программу: приложения для смартфонов и обновления ОС предлагают готовые примеры такого итеративного подхода к дизайну и его способности высвобождать или подавлять возникающие модели поведения, настраивая нормы интерфейса.

Те, кто подходят к проектированию таким образом, редко довольствуются тем, что затыкают решение в дыру, отмеченную набором существующих условий; скорее, они склонны рассматривать спроектированную среду как поле скрытых возможностей, которые, если им уделить внимание, указывают на новые способы ответа на вопрос «Как мы могли бы жить?» Именно на этот вопрос отвечает Джеймс Кларенс Роуз (1913–91) стремились решить проблему на протяжении всей своей жизни, вмешиваясь в ландшафт пригородов Америки. До недавнего времени его наследие — значительное количество работ по ландшафтному дизайну, а также многочисленные построенные «скульптуры в ландшафте» — было известно только историкам в этой области. Благодаря продолжающейся работе Центра ландшафтных архитектурных исследований и дизайна Джеймса Роуза и недавнему признанию его бывшей резиденции в Нью-Джерси Национальным реестром исторических мест этот круг теперь расширяется.

В поисках ответов на вопросы о том, как мы могли бы жить, Роуз был не из тех, кто подшучивает над мелкими бюрократами или произвольными кодексами, стремящимися ограничить образ жизни, который он хотел исследовать, — будь то обливание кислотой с Тимоти Лири, отречение от эстетических и социальных конструкций. послевоенного пригорода или открыто жить как гей. Для Роуза существующий закон или традиция не должны рассматриваться как часть естественного порядка или благотворного «ограничения», которое, как утверждал Вальтер Гропиус, «очевидно делает творческий ум изобретательным». Как он писал в последней из своих четырех книг, The Heavenly Environment (1987), «Никогда не было недостатка в ограничениях. Настоящий вопрос заключается в том, являются ли они ограничениями, наложенными природой, или препятствиями, наложенными человеком». На протяжении всей его карьеры кодекс или ограничение были не чем-то, что нужно почитать, а препятствием, которое нужно было преодолеть, «ржавыми воротами, которые вообще не следовало туда ставить».

Эта склонность подвергать сомнению полученные кодексы поведения проявилась рано. Родившийся в сельской местности Пенсильвании, Роуз вырос в Нью-Йорке, но не окончил среднюю школу, потому что отказался заниматься музыкой и черчением. Тем не менее он убедил Корнельский университет принять его на архитектурный факультет, который он посещал в течение нескольких лет, прежде чем перевестись в Гарвард для изучения ландшафтной архитектуры. Вместе с сокурсниками Дэном Кили и Гарреттом Экбо Роуз начал исследовать потенциал ландшафтной архитектуры, в которой внутреннее и внешнее пространство, а также природные и искусственные элементы рассматриваются не как отдельные проблемы, а как интегрированные аспекты спроектированной среды. Преподаватели, придерживавшиеся более традиционных методов изящных искусств, не потворствовали такому подходу, и в 1919 г.37 Роуз была исключена из программы за то, что отказалась подчиняться требованиям. Следующий год был годом перехода в Гарвард, отдел ландшафтного дизайна стал филиалом Высшей школы дизайна под руководством недавнего эмигранта Уолтера Гропиуса, который оказался более симпатизирующим авангардистским тенденциям Кайли, Экбо и Роуза. В 1938–1939 годах, после реадмиссии Роуза, трио опубликовало серию эссе, в которых были сформулированы ключевые темы зарождающегося современного подхода к ландшафтному дизайну: сокращение орнамента, отказ от осевых систем композиции и жесткое следование геометрической форме, отзывчивость к современные потребности тех, кто живет в определенном ландшафте, понимание неотъемлемого характера материалов и, что наиболее важно для Роуз, понимание всего места — внутреннего и внешнего, искусственного и естественного, человеческого и нечеловеческого — как интегрированный процесс жизни с, а не как просто машина для жизни.

Вид на вход во двор бывшего дома Джеймса Роуза, в котором сейчас находится Центр Джеймса Роуза. Обшитое деревом здание выделялось как больной палец в глазах его соседей в консервативном Риджвуде, штат Нью-Джерси. Вместо того, чтобы выбрать классический загородный дом с частоколом, идея Роуз для углового участка заключалась в том, чтобы превратить участок с крутым уклоном в серию террас, привязанных к существующим деревьям и сшитых вместе с помощью системы ступенек и дорожек. Самая большая из этих террас будет включать в себя дом и станет «просто еще одним уровнем переделанного ландшафта». Фотография Фредерика Чарльза, сделанная в 19 г.96. Любезно предоставлено FCharles Photography.

В очередной раз Роуз не смог закончить учебу, оставив Гарвард без диплома. После непродолжительного пребывания в Калифорнии он вернулся в Нью-Йорк, где начал работать на Антонина Рэймонда в качестве ведущего проектировщика плацдармов Шестого артиллерийского полка ПВО в лагере Килмер в Нью-Джерси. В 1943 году, после того как его призвали на флот, он оказался на Окинаве: именно там он начал планировать проект, который станет манифестом, студией и семейным домом — хотя до этого прошло десять лет. это наконец осозналось.

Вернувшись в Нью-Йорк после войны, Роуз создал успешную практику в Нижнем Ист-Сайде, преподавал в Колумбийском университете и Cooper Union, а его работы регулярно публиковались. Все это время он искал место для постройки дома, который он задумал на Окинаве. Как он объяснил в The Heavenly Environment , дом не будет доминировать в его контексте, но будет одним из нескольких компонентов, которые способствовали взаимодействию, которое он видел как «ни пейзаж, ни архитектуру, а то и другое; ни в помещении, ни на улице, а и то, и другое». В середине 19В 40-х годах он опубликовал рисунки своего запланированного места жительства вместе с эссе, которое предвосхитило использование японскими метаболистами биологических метафор для систем, в которых неопределенность позволяет возникать сложным, разнообразным структурам. План Роуза предусматривал использование геометрической сетки для создания каркаса, внутри которого будет развернут ряд укрытий, соединяющихся путей, наружных «комнат» и садов. Все они должны были оставаться открытыми для адаптации, позволяя ансамблю, как он объяснил в интервью от 19 октября.46 статье в American Home, «расти, взрослеть и обновляться, как это делают все живые существа». Этот процесс «метаморфозы», как он его описал, был частью его веры в то, что дизайн ландшафта никогда не бывает завершенным: «финиш, — писал он в «Небесная среда », — это другое слово для обозначения смерти».

Аксонометрический план дома Джеймса Роуза, над которым он непрерывно работал с 1958 года до своей смерти в 1991 году. Рисунок Чарльза Ригера из книги Creative Gardens, опубликованной в 1958. Предоставлено Центром Джеймса Роуза.

В 1952 году Роуз, наконец, получил небольшой участок земли неправильной формы в Риджвуде, штат Нью-Джерси — город, который он вскоре назвал «Санкенберг» в честь своего зарождающегося антагониста, местного строительного инспектора с таким же именем. В соответствии с местными нормами, его план предусматривал, что компоненты проекта убежища должны быть ограничены площадью, равной половине теннисного корта, в пределах которой он предложил три независимые структуры — студию для себя, жилое пространство с кухней. для его матери и отдельная жилая зона для его сестры — все они связаны между собой открытыми дворами и садами, которые охватывают всю территорию участка. Он спроектировал мебель для использования без разбора как внутри, так и снаружи, способствуя ощущению «сквозности» или неразличимости, которого он стремился достичь. Первоначальный план Роуза состоял в том, чтобы строить из дерева, как и соседние дома, но после встречи с «отцами города Зункенберга», в том числе с инспектором по строительству и мэром, Роуз был проинформирован, что его «авангардный» проект не будет приветствоваться в Риджвуда, и что любой местный архитектор, который попытается облегчить его процесс утверждения, скорее всего, никогда не получит другого заказа в этом районе.

Вдохновленный архитектурой дзен, Джеймс Роуз стремился добиться неразличимости между внутренним и внешним, создавая плавный переход между предоставлением жилья и проживанием с окружающей средой. Фотография бывшего дома Джеймса Роуза, сделанная Фредериком Чарльзом в 1996 году. Предоставлено FCharles Photography.

В книге The Heavenly Environment Роуз подробно описывает этот эпизод, и его стоит рассказать, поскольку он запечатлел тот опыт, который обострил его размышления о социальном потенциале дизайна и заставил его сформулировать метод преодоления произвольных препятствий. которые стоят на пути дизайнера. После того, как он потребовал слушания у строительного инспектора Риджвуда, ему сказали, что его план был отклонен, потому что этот район был предназначен для каменной кладки, а не для деревянного строительства. Тот факт, что все дома в пределах видимости собственности Роуз были деревянными, не убедил инспектора, который настаивал на том, что кодекс был недавно изменен. Когда Роуз спросил, действительно ли это было причиной того, что его план был отклонен, инспектор ответил: «Конечно… мы хотели бы построить на этом месте красивый каменный дом». закона, чтобы удержать Роуза от строительства на его земле. Интересно, почему он — от имени «мы» — сделал это? Было ли это из соображений приличия или отвращения к нетрадиционному, что он отрицал планы дипломированного ландшафтного архитектора и педагога? Или, может быть, это «мы» стремились наложить ограничения на человека, чьи «авангардные» тенденции не ограничивались его эстетикой, но также включали его сексуальность? Роуз не упоминает это в его письме, но интересно, говорили ли отцы города…)

Убедившись, что использование кирпичной кладки удовлетворит всем условиям, препятствующим утверждению его плана, Роуз подготовил новые чертежи практически идентичной конструкции, состоящей из бетонных блоков, деревянного каркаса и стеклянных стен от пола до потолка. Недовольный модификацией и интерпретацией Роузом запроса на «камень», но не в состоянии представить законную причину отклонения предложения, инспектор дал разрешение, и строительство началось. Дополнительные проблемы возникали во время строительства — например, нормы, ограничивающие высоту стены, не прикрепленной к крыше, — но Роуз следовал своему растущему убеждению, что преодоление ржавых ворот условностей требует парадоксальных вложений: нужно «иногда [использовать] устройства внутри правила, чтобы нарушать правила». Если бы код не позволял стене высотой 6 футов защищать его собственность от уличного шума и глаз соседей, он продемонстрировал бы произвольный характер этого кодекса, построив подпорную стену из земли высотой 2 фута ( разрешено кодексом), на котором он построил деревянный забор высотой 4 фута (также разрешенный кодексом). На протяжении своей карьеры Роуз снова и снова использовал лазейки, невольно оставленные законодателями по строительству, чтобы расширить возможности пригородной формы.

Ландшафтный план среды Жютлина (1956 г.) Розы сам по себе был произведением искусства. Взято из книги Роуза «Творческие сады», опубликованной в 1958 году. Предоставлено Центром Джеймса Роуза.

Хотя он переехал в свою резиденцию в Риджвуде в 1953 году, эта дата ознаменовала не завершение проекта, а его начало. Его дом стал лабораторией для его идеи «метаморфозы» вплоть до его смерти от рака в 1991 году. Эти эксперименты включали множество тонких изменений, а также два существенных изменения. Первый появился в 1968, когда он закрыл большую часть «комнат» под открытым небом, чтобы создать более отдельные и независимые жилые помещения, добавив кухни к северным и южным жилищам. Результатом стала более плотная защищенная среда, которая несколько уменьшила взаимодействие между внутренней и внешней зонами. Эта траектория аналогична той, по которой следовал Киёнори Кикутаке «Небесный дом» 1958 года, с которым Роуз, вероятно, столкнулась во время посещения Всемирной конференции дизайна в Токио в 1960 году, на которой впервые был представлен манифест «Метаболист». После конференции и периода путешествий Роуз увлекся дзен-буддизмом и почти ежегодно посещал Японию, что повлияло на форму его дома и методологию его работы. В начале 1970-е Роуз добавил дзэндо и решетчатый сад на крыше к ансамблю Риджвуда, и многие из его последующих заказов были основаны на его практике дзен: после утренней медитации он направлялся на проектную площадку и работал импровизированно с имеющимися условиями, а не чем по заранее составленному плану.

Этот подход к ландшафтному дизайну как к процессу непрекращающихся метаморфоз предлагал привлекательную альтернативу банальности пригородной формы, но он также служил резкой критикой идеологии пригородов середины 20-го века. Препятствия, с которыми столкнулся Роуз при создании своего дома в Риджвуде, вылились в руководящую убежденность в том, что законы, управляющие нашей жизнью и окружающей средой, были навязаны произвольно, и поэтому обязанность проектировщика состоит в том, чтобы выявить эти непредвиденные обстоятельства и расширить сферу рассуждений и материальных практик, считающихся приемлемым по общественному согласию. Если бы пригороды были омыты конформизмом, то, как понял Роуз, они могли бы также обеспечить поверхность, на которой можно было бы запечатлеть практику, направленную на изменение. В процессе строительства своего дома в Риджвуде Роуз перенес свою производственную базу в Нью-Джерси, оставив свою нью-йоркскую студию и команду. В течение следующих 40 лет он управлял практикой проектирования и строительства, сосредоточенной почти исключительно на создании ландшафтов, которые нарушают условности загородного дома.

Роуз сделала выбор, который, возможно, был основан не столько на практике, сколько на практике. Если за пять десятилетий его карьеры и есть сквозная линия, то она такова: он использовал ландшафтный дизайн, чтобы указать на места, где существующие обычаи функционируют, исключая одни возможности в пользу других, часто без веской причины, или в интересах общества. те, кто у власти. Для Роуза прямое взаимодействие с застроенной средой не могло не привести к актам гражданского неповиновения. Столкнувшись с «социально одобренными установками на сознание», которые мешают человеку или ландшафту «реализовать свой потенциал, совершенно необходимо нарушить некоторые из этих «законов»… в том смысле, в каком рекомендовал Генри Дэвид Торо», — заявил он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *