Сретение господне это что такое: Сретение Господне: коротко о празднике

Сретение Господне: коротко о празднике

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о главных праздниках Русской Православной Церкви.

Дата (новый стиль): 15 февраля.

Статус: двунадесятый праздник.

Основные события праздника Сретение Господня:

Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета (Лк 2:22-39). На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола, в честь избавления еврейских первенцев от смерти, в то время как ангел Господень поразил всех первенцев земли египетской.

В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча». Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию — Спасителя Израиля.

Сретение: икона праздника

В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями.

Первый голубь — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву — голубя.

Второй голубь — жертва очищения и благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца также тесно связана и с празднованием иудейской Пасхи. Как и в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.

Пасхальный агнец — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к Распятию и Воскресению Христа — «первенца из мертвых», как поется в пасхальном песнопении.

Голубой цвет одежды Божией Матери означает невинность и чистоту. Сретение невозможно причислить ни к господским, ни к богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и одеж­ды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон, по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14) усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя Израиля.

«Септуагинта» — перевод книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, выполненный 70-ю толковниками, одним из которых, по преданию, был старец Симеон. Септуагинта наряду с другими, более поздними, рукописями легла в основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским собором в 360 году.

«Ныне отпущаеши»:

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши…».

Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы. Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и душу ее «пройдет оружие».

Молитвы праздника Сретение Господне

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.

Величание Сретения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

СКАЧАТЬ АЗ

СКАЧАТЬ А4

Теги: инфографика Инфографика Коротко о празднике Праздники Праздники Школа Фомы Школа Фомы

Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

15.02.2020 01:01

Поделиться

Мария Городова

Сретенье Господне, которое мы отмечаем 15 февраля, не только величайший христианский праздник, Сретенье – один из самых популярных библейских сюжетов мировой живописи: любая солидная европейская галерея может похвастаться не одним полотном, изображающим встречу Младенца Иисуса старцем Симеоном (слово «сретение» и означает встречу). Такой интерес к теме неудивителен – само событие Сретения, казалось бы, почти бытовое, обыденное, исполнено настолько глубоким философским смыслом, что мимо него не смогли пройти ни Рембрандт, ни Тиссо. Ни наш Иосиф Бродский. Его стих, посвященный Анне Ахматовой, не просто шедевр поэзии, это богословский трактат, облаченный в совершенную форму, «икона в звуке». Поэтому давайте возьмем гениев себе в помощники и разберёмся, что же мы празднуем на Сретение Господне.

Игорь Бойко / РИА Новости

Итак, слово «сретение» означает встречу. Но Встречу особенную, потому мы и пишем ее с заглавной буквы. В основе праздника – рядовое, бытовое событие: на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки.

Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон — переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Мессию. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией. Долгие-долгие годы в ожидании Сретения.

Джеймс Тиссо. Сретение.

И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и старец Симеон. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон узнает Мессию и берет Младенца на руки. Смотрите, сколько тепла и нежности в этой сцене, рисуемой Бродским:

«И старец воспринял Младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

Младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке Храма.

…И только на темя случайным лучом

свет падал Младенцу; но Он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона».

«Свершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти!» – бьется радость в сердце библейского старца. И Симеон произносит знаменитые слова: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром…» «Теперь Ты отпускаешь меня, Господь, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня – ибо я видел Спасение – мое и Твоих людей». Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью.

С этого момента старца Симеона, принявшего в руки Младенца Христа, так и называют – Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.

Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, «дивились сказанному», а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.

«…и сказал Марии, Матери Его: се (т.е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Это слова о той борьбе, которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Слова, предсказывающие крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына. Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского:

«И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко

в сердцах человеков, как некое око».

Пророческие слова старца Симеона к Марии «и Тебе Самой оружие пройдет душу» легли в основу знаменитых икон «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная». Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся о мире, желая смягчить сердца врагов.

Рембрандт. Старец Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе.

Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский гениально дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, – уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:

«Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась».

Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи – Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, – о, чудо! – Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас!

Но где же во всей этой истории философия? Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет даёт вполне определённый ответ — жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. Но это еще не всё.

Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то прощение и милосердие… Когда за человеческим поступком нам зримо явлено присутствие Божье в нашем мире. С праздником!

Поделиться

РелигияПравославный календарь с Марией Городовой

Встреча Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа в храме

Тропарь и кондак

Встреча Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа описана в третьем Евангелии (Луки 2:22-40). Через сорок дней после Его рождения Божественное Младенец был принесён в Иерусалимский храм для представления Господу. Согласно Закону Моисееву (Лев. 12:2-8), женщине, родившей ребенка мужского пола, запрещалось входить в Храм в течение сорока дней. По окончании времени своего очищения мать шла с ребенком в храм, чтобы принести в жертву Господу молодого ягненка, двух горлиц или голубей. Пресвятая Дева не нуждалась в очищении, ибо родила Источник чистоты и святости. Однако из смирения она выполнила требования Закона.

В это время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон (память 3 февраля). Ему было открыто, что он не умрет, пока не увидит обетованного Мессию. По божественному вдохновению преподобный Симеон пришел в храм в тот самый момент, когда Пресвятая Богородица и святой Иосиф принесли Младенца Иисуса для исполнения Закона.

Святой Симеон принял на руки Божественного Младенца, 1 и, возблагодарив Бога, произнес слова, повторяемые Церковью каждый вечер на вечерне: «Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром, по слову Твоему». ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех человеков, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Луки 2:29).

-32). Святой Симеон сказал Пресвятой Деве: «Се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Луки 2:34-35).

При храме находилась 84-летняя вдова, святая Анна пророчица, дочь Фануилова (память 3 февраля), «которая не отходила от храма, но постом и молитвами день и ночь служила Богу». именно тогда, когда святой Симеон встретил Божественное Младенца, она также благодарила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим искупления Иерусалима» (Лк. 2:38). В иконе Праздника она держит свиток, на котором написано: : «Этот Младенец утвердил Небо и Землю».

До рождения Христа праведники жили верой в обещанного Мессию и ожидали Его прихода. Праведный Симеон и пророчица Анна, последние праведники Ветхого Завета, удостоились встречи с Ним в храме.

Праздник Сретения Господня — один из древнейших праздников Христианской Церкви. У нас есть проповеди святых епископов Мефодия Патарского (+ 312), Кирилла Иерусалимского (+ 360), Григория Богослова (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400) и Иоанн Златоуст (+ 407).

Несмотря на свое раннее происхождение, этот праздник не праздновался так пышно до VI века.

В 528 году, во время правления Юстиниана, землетрясение унесло жизни многих людей в Антиохии. За этим последовали другие несчастья. В 541 году в Константинополе разразилась страшная чума, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В это время всеобщих страданий в праздник Сретения Господня был совершен торжественный молебен (лития) об избавлении от напастей, и моровая язва прекратилась. Возблагодарив Бога, Церковь установила более торжественное празднование этого праздника.

Церковные гимнографы украсили этот праздник своими песнопениями: святой Андрей Критский в VII веке; Святитель Косма, епископ Маиумский, святитель Иоанн Дамаскин и святитель Герман Патриарх Константинопольский в VIII веке; и святой Иосиф, архиепископ Салоникский в IX в.

Сегодня мы также вспоминаем икону Пресвятой Богородицы, известную как «Умягчение злых сердец» или «Симеоново пророчество». Богоматерь изображена без Младенца, и семь мечей пронзают Ее грудь: три с левого бока, три с правого и один снизу.

На аналогичной иконе «О семи мечах» (13 августа) изображены три меча слева и четыре справа. Память «Умягчение злых сердец» совершается также 13 августа.

Икона «Симеоново пророчество» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Сам оружие пройдет душу» (Луки 2:35)

В Константинополе императоры праздновали праздник во Влахернской церкви во время Всенощного бдения, и этот обычай сохранялся до падения Византийской империи.0005


1 По этой причине он известен как Богопринимающий (Θεοδόχος).

Православная вера — Том II — Богослужение — Церковный год — Сретение Господне

Том II — Поклонение

Церковный год

Через сорок дней после рождения Христа Он был представлен Богу в Иерусалимском храме по Моисееву закону. В это же время Его Мать Мария прошла ритуальное очищение и принесла жертвы, как предписано Законом. Так, через сорок дней после Рождества, второго февраля, Церковь празднует праздник Сретения, именуемый Сретением (или Введением, или Приемом) Господним.

Сретение Христа старцем Симеоном и пророчицей Анной (Лк 2.22–36) – главное событие праздника представления Христа во Храм. Симеону было «откровено Духом Святым, что не увидит смерти, как не увидит Христа Господня» (Лк 2, 26), и, вдохновленный тем же Духом, он пришел в храм, где встретил новорожденного Мессию, взял Его на руки и сказал слова, которые теперь поются каждый вечер в конце православной вечерни:

Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром, по слову Твоему; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к откровению язычникам и к славе народу Твоему Израилю (Лк. 2.29–32).

В это же время Симеон предсказал, что Иисус будет «знамением, против которого говорят» и что Он станет причиной «падения и восстания многих в Израиле». Он также предсказал страдания Марии из-за сына (Луки 22:34–35). Присутствовала и Анна, которая, благодаря Бога, «говорила об Иисусе всем, ожидавшим искупления Иерусалима» (Лк. 2, 38).

В службе праздника Сретения Господня подчеркивается тот факт, что Христос, Сын и Слово Божие, через Которого мир был сотворен, ныне держится, как младенец, на руках Симеона; этот же Сын Божий, Законодатель, ныне Сам исполняет Закон, носимый на руках, как человеческое дитя.

Прими его, Симеон, которого Моисей на горе Синай узрел во мраке как Законодателя. Примите его как младенца, ныне повинующегося Закону. Ибо тот, о ком говорили Закон и пророки, воплотившийся ради нас и спасающий человечество. Приходите давайте обожать его!

Пусть сегодня откроется дверь небес, ибо Вечное Слово Отца, не отказываясь от своей божественности, во времени воплотилось от Девы. И как младенца сорока дней он добровольно приводится матерью своей в Храм, согласно Закону. И старец Симеон берет его на руки и взывает: Господи, отпусти ныне раба Твоего с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, Господи, пришедший спасти род человеческий, слава Тебе! (Вечерние стихи праздника).

Вечерня и утреня праздника Сретения Господня наполнены песнопениями на эту тему. Божественная литургия совершается со строками из песни Марии, образующими прокимен, и словами Симеона, являющимися стихами для Аллилуйи. Евангельские чтения повествуют о встрече, тогда как ветхозаветные чтения на вечерне относятся к Закону очищения в книге Левит, видению Исайи в храме Трисвятого Господа и дару веры египтянам, предсказанному Исайей. когда свет Господень будет «откровением язычникам» (Лк. 2, 32).

Празднование Сретения Господня в храме – это не просто историческое ознаменование. Вдохновленные тем же Святым Духом, что и Симеон, и водимые тем же Духом в Церковь Мессии, члены Церкви также могут претендовать на свою собственную «встречу» с Господом, а также могут свидетельствовать, что они тоже могут «отойти». в мире», так как их глаза видели спасение Бога в лице Его Христа.

Радуйся, Богородице Дево, Благодатная! От Тебя воссияло Солнце Правды, Христе Боже наш, просвещая во тьме сидящих! Радуйся и веселись, праведный старец; ты принял в свои объятия Искупителя наших душ, дарующего нам воскресение

(Тропарь).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *