У фасоли какая корневая система: Растение фасоль: описание, виды и характеристики

Содержание

У фасоли корневая система стержневая

Фасоль обыкновенная

Фасоль обыкновенная( Phaseolus Vlgaris)

Это однолетнее, кустовое, сильно вьющееся, его плети достигают до 70 сантиметров в длину, растение, семейства бобовых. Фасоль является древнейшим культурным растением. Ее родиной принято считать Южную Америку, где ее с древних времен выращивали индейцы, и она являлась одним из важнейших культур земледелия. Но есть сведения о том, что о фасоли есть упоминания и в летописях Древнего Египта и Древнего Рима. Древние римляне не только употребляли фасоль в пищу, но и использовали ее для приготовления пищи. В Европе, как пищевое и лекарственное растение фасоль появилась в середине ХVI века, об этом есть указания в травниках тех времен. Откуда попала фасоль в Россию не известно. Есть предположения, что впервые привезли ее из Франции, так как очень долгое время фасоль называли «французскими бобами». В начале в России фасоль разводилась, как декоративное растение, и лишь в ХVII веке фасоль получила широкое распространение, как пищевая культура.

Фасоль является ценной продовольственной культурой. По своему составу белки фасоли не на много уступают белкам мяса и очень хорошо усваиваются организмом человека. На сегодняшний день фасоль занимает второе место по популярности среди бобовых продовольственных культур. Для многих народов южных стран фасоль является главнейшей продовольственной культурой.

Корневая система: корень фасоли стержневой, сильно разветвленный. Большая часть корневой системы расположена под верхними слоями почвы, но существуют корни, которые уходит в землю на глубину до 75 сантиметров. Фасоль имеет одно очень замечательное свойство, она подобно гороху и другим бобовым способна извлекать азот из воздуха, тем самым обогащая почву. После уборки урожая корни растения оставляют в почве, как органическое удобрение.

Стебель:
У некоторых сортов фасоли стебель травянистый вьющейся, у других – прямой сильно разветвленный покрытый редкими жесткими волосками.

Листья парноперистые на длинных черешках.

Цветки фасоли бываю белого, розового и лилового цвета. Собраны в короткие пазушные кисти по 2-6 штук на длинных цветоножках.

Лекарственное сырье:

В лечебных целях используют хорошо вызревшие и пожелтевшие створки стручков фасоли. В некоторых случаях в народной медицине, как лекарственное средство используются цветки и околоплодники. Сырье (створки стручков) обладает антидиабетическим действием. В зрелых плодах фасоли содержаться аминокислоты, аргинин, тригонеллин, пиразин, лейцин, лизин, триптофан, холин, аспарагин и гемицеллюлоза, органические и минеральные кислоты, соли фосфора и калия, аскорбиновую кислоту и витамины группы. Аргинин, содержащийся в бобах фасоли оказывает инсулиноподобное действие на обмен веществ в организме.

Сбор и заготовки: Для лечебных целей используют сухие створки стручков, после их полного созревания. Собирают их в августе в начале сентября. Есть разновидности фасоли, у которой в пищу употребляют в пищу молодые незрелые, так называемые флажолеты, стручки.

Применение:
Фасоль содержит в себе целый список полезных веществ и минералов, полезных для организма человека. Но к сожалению в научной медицине она не нашла своего применения.

В народной же медицине разных стран, ее целебные качества используются с древних времен. Водные настои и отвары из стручков используется для лечения различных заболеваний почек и мочевого пузыря, гипертонии, сердечно сосудистой слабости, хроническом ревматизме, подагре.

Отвар из сушеных цветков фасоли пьют при камнях в почках. В народе распространено употреблении муки из фасоли для присыпки различных видов экзем и кожной сыпи. Водный раствор из створок применяют при отеках вызванных болезнью почек. При ревматизме рекомендуют пить отвар из околоплодников. Фасоль является немаловажным продуктом питания в рационе больных сахарным диабетом. Употребление в пищу фасоли, способствует снижению содержания сахара в крови.

Овощная фасоль усиливает секрецию желудочного сока. Пюре из фасоли включены в рационы как диетические блюда для больных гастритами и заболевания печени, но употребление его должно быть несколько ограниченным, так как некоторые вещества могут вызывать вздутие кишечника.

Главная причина неудач в выращивании растения фасоли заключается в слабом знании её биологических особенностей. Поэтому любому дачнику, планирующему освоить агротехнику этой полезной и вкусной культуры, я советую начинать знакомство с краткого биопортрета.

Фасоль — травянистое растение-однолетник из семейства бобовые и рода фасоли. Этот род большой и насчитывает около 200 видов, которые встречаются повсеместно в субтропических областях Южной Азии, Америки и Африки.

По типу роста растение фасоли бывает вьющееся и кустовое.

Стебель у него травянистый, тёмно-зелёный, розоватый или фиолетовый. Длина стебля у кустовых сортов составляет от 25 до 60 сантиметров, а у вьющихся может достигать до 5 метров (в среднем — 2-3 метра). Это позволяет использовать растение для вертикального озеленения.

Кустовые сорта фасоли различаются по общему размеру куста: он может быть как довольно компактным, так и раскидистым.

Корневая система у фасоли имеет стрежневое строение и проникает у вьющихся сортов на метр в толщу почвы. При этом она занимает площадь в радиусе от 55 до 60 сантиметров.

У кустовой фасоли корни развиты скромнее и залегают на глубине порядка 20-30 сантиметров. На той же глубине расположен и стержневой корень. Боковые корешки плотные и не уступают ему по протяжённости.

На корнях фасоли развиваются особая разновидность клубеньковых бактерии, которые способны при участии растения извлекать из воздуха азот и насыщать им окружающую почву. При хороших условиях на корневой системе одного фасолевого куста формируется от 500 до 700 клубеньков! В итоге после уборке ботвы овоща остаётся обогащённый азотом грунт. За сезон в нём аккумулируется до 44 грамм макроэлемента на 10 квадратных метра.

Листья у фасоли сложные, тройчатообразные с большими заострёнными или овальными листочками. Первая пара листочков имеет простую форму, а все последующие — непарноперистые. Прилистники мелкие яйцеоподобные или ланцетные. Листовая пластинка окрашена в жёлто-зелёный или насыщенно-зелёный с фиолетовым отливом цвет.

Фасолевые цветки мотылькового вида, некрупные, состоят из 5 лепестков и организованы в соцветие-кисть. Цветение кустовых сортов длится от 20 до 25 дней, вьющихся от 1 до 3 месяцев. Цветоносы укороченные, верхушечные либо пазушные, чаще с парным размещением цветков.

У многоцветковых сортов фасоли цветоносы вырастают до большой длины и цветки формируются над листьями. Их длина обычно составляет около 45 сантиметров, а количество цветков составляет от 40 и более.

Окраска цветков может быть розовая, белая, ярко-красная или двухцветная. Зачастую у сортов со светлыми цветками семена белые, с розовыми — коричневые или красновато-коричневые, а с фиолетовыми – т ёмные, почти чёрные.

Плод у растения фасоли представляет собой боб (лопатку) длиной от 8 до 25 сантиметров и содержит до 12 семян самой разной формы и цвета. По форме они бывают прямые, саблевидные, изогнутые, серповидные, мечевидные либо циллиндрические.

Масса 1000 небольших семян фасоли не превышает 300 грамм, а крупных — не более 450 грамм.

Согласно археологическим находкам, в древности растение фасоль возделывали на территории тропической Америки. Семена растения были обнаружены в ископаемых останках ранних мексиканских и перуанских народностей.

Фасоль вместе с тыквой и кукурузой составляли триаду важнейших культурных растений древней Мексики. Причём фасоль и кукуруза выращивались в совместных посадках: кукуруза играла роль опоры для вьющихся разновидностей фасоли. Словом, наши дальние предки знали толк в интенсивном земледелии.

Для растения фасоли характерна большая изменчивость, то есть существует немало видов и подвидов культуры.

На Родине она встречается как в форме однолетника, так и в виде двулетника и даже многолетника. Там она представлена лианоподобными, вьющимися и стелющимися сортами с огромным количеством боковых побегов, переплетающихся между собой. Кустовые разновидности фасоли появились в результате спонтанных мутаций оригинальных видов и были введены в культуру стараниями человека.

Из тропической Америки фасоль была завезена испанскими путешественниками в Европу.

Первое время её возделывали исключительно в качестве декоративного растения. Однако в XVII веке, когда стало известно о питательной ценности фасолевых бобов, она быстро стала популярной во всех европейских странах.

В России фасоль также культивируют уже довольно давно, но у нас больше распространена зерновая фасоль, у которой в еду используются вызревшие семена.

В нашу страну фасоль попала из Турции и Грузии, поэтому вначале ее называли турецкими бобами. Спаржевая фасоль пока не заслужила широкого признания среди российских дачников. Более подробно о разных видах фасоли читайте здесь.

Какую фасоль мы сажаем у себя на участке, я рассказала и показала в видео.

Хорошо известная нам фасоль является типичным растением из семейства бобовых. Этот род растений был завезен к нам из стран Южной Америки после открытия континента Колумбом. Из статьи вы узнаете, как образуются семена фасоли, об их строении, составе и калорийности.

Как образуются семена фасоли?

Семена этого бобового растения появляются в результате оплодотворения цветка опылением, образованием завязи из нижней части пестика. У фасоли это происходит самоопылением, изредка при помощи насекомых происходит перекрёстное опыление. Каждый цветок цветёт 2–3 суток, кисть — 10–14 дней. Цветение одного растения длится до 25 суток.

У овощной культуры при повторных сборах молодых лопаток время цветения вьющихся разновидностей может составить от 30 до 100 суток. Пыльца у фасоли обыкновенной вызревает ещё в нераскрывшемся цветке, и самоопыляется культура за несколько часов до раскрытия лепестков. В каждом двустворчатом стручке фасоли обыкновенной (самый распространённый вид) образовывается от 2 до 8 семян.

Описание семян и их значение

Семена фасоли типичны для покрытосеменного двудольного растения. Они имеют форму бобов с выпуклой и вогнутой сторонами. Вогнутая часть имеет заметный рубчик — место крепления семяножки, связующей с околоплодником. Рядом с ним наблюдается мелкое отверстие — семявход (микропиле), через которое внутрь проникает влага и воздух. Цвет зависит от сортовых или видовых особенностей и может быть белым, коричневым, лиловых и других тонов.

Они могут быть не только однотонными, но и в крапинку, мозаичными, пятнистыми. Семечко фасоли, по сути, является зачатком молодого растения, защищённого семенной кожурой, имеющего запас питания на первое время развития. Питательные вещества находятся в эндосперме.

Зародыш

При удалении кожуры с боба можно увидеть зародыш. Он находится рядом с микропиле, и является основой будущего молодого растения. По схеме, в его строении различают, стебелёк, почечку, семядоли и зародышевый корешок — те же части, что и у взрослого растения.

Зародышевый корешок

Корешок зародыша — это зачаток будущей корневой системы. Он впоследствии формируется в главный (стержневой) корень растения. Находится ближе всех к семявходу и первым выбирается наружу. Корень проростка закрепляется в грунте, начинает добычу воды и питания.

Семядоли

Фасоль относится к двудольным растениям. Это значит, что у её зародыша имеются две супротивные боковые семядоли. У этого рода растений они толстые и мясистые. Это первая эмбриональная пара листьев будущего растения. Они содержат немало питательных веществ для ростка, взятые из эндосперма. Также листья защищают почечку, что немаловажно при пробивании ростка сквозь корку грунта. Когда росток наберёт сил, семядоли засохнут, предварительно отдав ему накопленные питательные вещества.

Что необходимо для прорастания зародыша?

Всё, что нужно для прорастания — это тепло, влага, воздух и свет. Фасолине при проращивании нужно много влаги (100–120%). Минимальная температура прорастания семян фасоли — это +8…+10°С. Чем выше температура, тем быстрее появляются всходы. Оптимальной считается температура +20. +22°С. При лучшем температурном режиме всходы появляются на 6–8 сутки. Они могут погибнуть при похолодании до –0,5…+1°С.

Семечко не должно находиться полностью погружённым в воду или в слишком плотном грунте, иначе не будет поступления воздуха. При нехватке света росток будет чахлым и бледным, а со временем погибнет. Не взойдут семена, повреждённые вредителями и болезнями, с истёкшим сроком годности. Срок годности посевных семян этой культуры 5–7 лет. Лучшая вода для проращивания семян — талая.

Химический состав и калорийность

Фасоль является ценным источником питания.

В 100 г находится около 298 ккал, а также:

  • углеводов 47 г;
  • белков 21 г;
  • жиров 2 г;
  • пищевых волокон 12,4 г;
  • воды 14 г;
  • золы 3,6 г.

Витамины:

  • РР — 6,4 мг;
  • ниацин — 2,1 мг;
  • В5 — 1,2 мг;
  • В6 — 0,9 мг;
  • Е — 0,6 мг;
  • В1 — 0,5 мг;
  • В2 — 0,18 мг;
  • В9 — 0,09 мг.

Минералы:

  • калий 1,100 г;
  • фосфор 480 мг;
  • сера 159 мг;
  • кальций 150 мг;
  • магний 103 мг;
  • кремний 92 мг;
  • натрий 40 мг;
  • хлор 58 мг;
  • железо 5,9 мг;
  • марганец 1,34 мг;
  • цинк 3,21 мг;
  • алюминий 0,64 мг;
  • медь 0,58 мг;
  • бор 0,49 мг;
  • ванадий 0,19 мг;
  • никель 0,1732 мг;
  • титан 0,15 мг;
  • фтор 44 мкг;
  • молибден 39,4 мкг;
  • селен 24,9 мкг;
  • кобальт 18,7 мкг;
  • йод 12,1 мкг;
  • хром 10 мкг.

Поскольку в фасоли немало витаминов группы В, особенно фолатов, это важно для диетического питания и правильного формирования плода у беременных. Эти бобы содержат 12 незаменимых аминокислот и 8 заменимых. Вареные зёрна в зависимости от разновидности содержат уже 118–147 ккал. При рационе с регулярным потреблением этого бобового снижается уровень холестерина, нормализуется уровень сахара, давление, успокаиваются нервы, укрепляются кости и увеличивается энергичность. Семечко фасоли содержит зачаток будущего растения и прорастёт при подходящих для этого условиях. Оно имеет большую пищевую ценность.

особенности и описание, строение корневой системы, семени

Хорошо известная нам фасоль является типичным растением из семейства бобовых. Этот род растений был завезен к нам из стран Южной Америки после открытия континента Колумбом. Из статьи вы узнаете, как образуются семена фасоли, об их строении, составе и калорийности.

ПоказатьСкрыть

Как образуются семена фасоли?

Семена этого бобового растения появляются в результате оплодотворения цветка опылением, образованием завязи из нижней части пестика. У фасоли это происходит самоопылением, изредка при помощи насекомых происходит перекрёстное опыление. Каждый цветок цветёт 2–3 суток, кисть — 10–14 дней. Цветение одного растения длится до 25 суток. У овощной культуры при повторных сборах молодых лопаток время цветения вьющихся разновидностей может составить от 30 до 100 суток. Пыльца у фасоли обыкновенной вызревает ещё в нераскрывшемся цветке, и самоопыляется культура за несколько часов до раскрытия лепестков. В каждом двустворчатом стручке фасоли обыкновенной (самый распространённый вид) образовывается от 2 до 8 семян.

Знаете ли вы? Перекрёстно опыляется большинство цветков многоцветкового вида. Этот вид ещё называют турецкими бобами. Он красиво цветёт и нередко используется как декоративное растение. В пищу пригодны только молодые бобы.

Описание семян и их значение

Семена фасоли типичны для покрытосеменного двудольного растения. Они имеют форму бобов с выпуклой и вогнутой сторонами. Вогнутая часть имеет заметный рубчик — место крепления семяножки, связующей с околоплодником. Рядом с ним наблюдается мелкое отверстие — семявход (микропиле), через которое внутрь проникает влага и воздух. Цвет зависит от сортовых или видовых особенностей и может быть белым, коричневым, лиловых и других тонов. Они могут быть не только однотонными, но и в крапинку, мозаичными, пятнистыми. Семечко фасоли, по сути, является зачатком молодого растения, защищённого семенной кожурой, имеющего запас питания на первое время развития. Питательные вещества находятся в эндосперме.

Знаете ли вы? Самые большие семена формирует веерная пальма — это 25-килограммовый орех. Он прорастает целых три года.

Зародыш

При удалении кожуры с боба можно увидеть зародыш. Он находится рядом с микропиле, и является основой будущего молодого растения. По схеме, в его строении различают, стебелёк, почечку, семядоли и зародышевый корешок — те же части, что и у взрослого растения.

Зародышевый корешок

Корешок зародыша — это зачаток будущей корневой системы. Он впоследствии формируется в главный (стержневой) корень растения. Находится ближе всех к семявходу и первым выбирается наружу. Корень проростка закрепляется в грунте, начинает добычу воды и питания.

Семядоли

Фасоль относится к двудольным растениям. Это значит, что у её зародыша имеются две супротивные боковые семядоли. У этого рода растений они толстые и мясистые. Это первая эмбриональная пара листьев будущего растения. Они содержат немало питательных веществ для ростка, взятые из эндосперма. Также листья защищают почечку, что немаловажно при пробивании ростка сквозь корку грунта. Когда росток наберёт сил, семядоли засохнут, предварительно отдав ему накопленные питательные вещества.

Важно! Фасоль не стоит употреблять пожилым людям, а также при проблемах с ЖКТ (повышенная кислотность, язвенные болезни, гастрит), при подагре, холецистите и болезнях поджелудочной железы.

Что необходимо для прорастания зародыша?

Всё, что нужно для прорастания — это тепло, влага, воздух и свет. Фасолине при проращивании нужно много влаги (100–120%). Минимальная температура прорастания семян фасоли — это +8…+10°С. Чем выше температура, тем быстрее появляются всходы. Оптимальной считается температура +20…+22°С. При лучшем температурном режиме всходы появляются на 6–8 сутки. Они могут погибнуть при похолодании до –0,5…+1°С. Семечко не должно находиться полностью погружённым в воду или в слишком плотном грунте, иначе не будет поступления воздуха. При нехватке света росток будет чахлым и бледным, а со временем погибнет. Не взойдут семена, повреждённые вредителями и болезнями, с истёкшим сроком годности. Срок годности посевных семян этой культуры 5–7 лет. Лучшая вода для проращивания семян — талая.

Химический состав и калорийность

Фасоль является ценным источником питания.

В 100 г находится около 298 ккал, а также:

  • углеводов 47 г;
  • белков 21 г;
  • жиров 2 г;
  • пищевых волокон 12,4 г;
  • воды 14 г;
  • золы 3,6 г.

Витамины:

  • РР — 6,4 мг;
  • ниацин — 2,1 мг;
  • В5 — 1,2 мг;
  • В6 — 0,9 мг;
  • Е — 0,6 мг;
  • В1 — 0,5 мг;
  • В2 — 0,18 мг;
  • В9 — 0,09 мг.

Минералы:

  • калий 1,100 г;
  • фосфор 480 мг;
  • сера 159 мг;
  • кальций 150 мг;
  • магний 103 мг;
  • кремний 92 мг;
  • натрий 40 мг;
  • хлор 58 мг;
  • железо 5,9 мг;
  • марганец 1,34 мг;
  • цинк 3,21 мг;
  • алюминий 0,64 мг;
  • медь 0,58 мг;
  • бор 0,49 мг;
  • ванадий 0,19 мг;
  • никель 0,1732 мг;
  • титан 0,15 мг;
  • фтор 44 мкг;
  • молибден 39,4 мкг;
  • селен 24,9 мкг;
  • кобальт 18,7 мкг;
  • йод 12,1 мкг;
  • хром 10 мкг.

Поскольку в фасоли немало витаминов группы В, особенно фолатов, это важно для диетического питания и правильного формирования плода у беременных. Эти бобы содержат 12 незаменимых аминокислот и 8 заменимых. Вареные зёрна в зависимости от разновидности содержат уже 118–147 ккал. При рационе с регулярным потреблением этого бобового снижается уровень холестерина, нормализуется уровень сахара, давление, успокаиваются нервы, укрепляются кости и увеличивается энергичность. Семечко фасоли содержит зачаток будущего растения и прорастёт при подходящих для этого условиях. Оно имеет большую пищевую ценность.

Урок13.1. Практическая работа 9. Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цель: познакомить со строением и развитием стержневых и мочковатых корневых систем.

      Оборудование: проростки семян фасоли (гороха, огурца и т. д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т. д.) в возрасте 5—7 и 10—12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

      Ход работы

      Рассмотрите проросшие семена фасоли 5—7-дневного воз­раста. Какой корень вы видите?

      Рассмотрите проросшие семена фасоли 10—12-дневного возраста. Появились ли какие-нибудь изменения в корневой си­стеме?

      Рассмотрите корневую систему взрослого растения фасоли. Найдите главный и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы?

      Зарисуйте корневую систему проростка фасоли в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения фасоли. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.

        Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 5—7-дневного возраста. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы?

        Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 10—12-днев­ного возраста. Как происходит формирование корневой системы пшеницы? Какие типы корней вы видите? В чем отличие развития корневых систем пшеницы и фасоли?

        Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшени­цы. Можете ли вы отличить главный корень? Найдите придаточ­ные и боковые корни.

          Зарисуйте корневую систему проростка пшеницы в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения пшеницы. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.

          Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.

          Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.

            Рассказ учителя с элементами беседы

              Размер и форма корневой системы растений зависят и от усло­вий их произрастания. Например, корневая система сосны, ра­стущей на песчаной почве, будет отличаться от корневой системы сосны, растущей на болоте.

              Подумайте, как будет выглядеть корневая система дерева в том и другом случае. (Ответы учащихся.)

              У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Кроме того, корни его будут проникать глубоко в почву в поисках влаги. Сос­на, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А ее корни будут занимать большую площадь, но не проникнут глубоко в землю.

              Как вы думаете, почему? (Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.)

              Стержневую корневую систему растения можно изменить, превратив ее в мочковатую. Корень растет верхушкой.

              Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Ответы учащихся.)

              Если удалить верхушку главного корня, то его рост прекратит­ся, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в открытый грунт прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка.


               

              Как вы думаете, для чего прищипывают корни сельскохо­зяйственных растений? (Ответы учащихся.)

              В результате прищипывания развивается сильно разветвлен­ная корневая система, которая располагается в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно, проросток будет раз­виваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.

              Какие функции выполняют корни растений? (Ответы уча­щихся.)

              Кроме основных — водно-солевого питания и укрепления в почве, — у корней есть и другое назначение. Например, у не­которых растений в корнях могут откладываться запасные пи­тательные вещества. Эти корни сильно разрастаются в толщину и приобретают иногда очень диковинную форму.

              У каких растений питательные вещества запасаются в кор­нях? (Ответы учащихся.)

              Такие видоизменения корней называют корнеплодами, они образуются из главного корня и нижних участков стебля. В кор­неплодах может запасаться сахар, тогда они имеют сладкий вкус.

              Корнеплоды каких растений сладкие? (Моркови, сахарной свеклы.)

              Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются дву­летниками.

              Вспомните, как развиваются двулетники в первый и во вто­рой год. (В первый год они не цветут, а накапливают пи­тательные вещества. Во второй — используют запасенные питательные вещества, цветут и плодоносят.)

              Некоторые растения образуют не один корнеплод, а множе­ство корневых клубней, возникающих на боковых или придаточных корнях. Корневые клубни образуют георгин, чистяк, батат. (Ба­тат — растение, возделываемое в тропических и субтропических странах и заменяющее местным жителям картофель. )

              У многих растений семейства бобовых на боковых корнях образуются особые бактериальные клубеньки.

              В молодых корнях этих растений поселяются особые бактерии, которые способ­ствуют усвоению азота из воздуха, тем самым давая возможность растениям благополучно обитать на бедных азотом почвах. Кроме того, азот накапливается в самих корнях этих растений, обогащая почву.

              У некоторых луковичных растений (гусиный лук, крокусы, гладиолусы) корни выполняют еще одну очень специфическую функцию. Отдельные корешки устроены таким образом, что, сокращаясь, подобно растянутой резинке, способны втягивать луковицу и увлекать ее за собой глубже под землю.

              У некоторых тропических растений, как, например, у тро­пических орхидей, имеются особые придаточные корни. Они приспособились получать влагу из влажного воздуха, поэтому их называют воздушными корнями.

              (В кабинетах биологии часто встречается растение монстера, на примере которого можно продемонстрировать детям воздуш­ные корни. )

              Как мы уже говорили раньше, все органы растения нуждают­ся в кислороде для дыхания. Но в заболоченных почвах воздуха крайне мало, так как все свободное пространство между частич­ками почвы заполнено водой. Такие условия характерны для мангровых зарослей, поэтому корни многих из обитающих здесь растений поднимаются над поверхностью почвы и поглощают кислород из воздуха, т. е. дышат. Эти корни так и называются — дыхательные.

              Растения мангровых зарослей используют придаточные корни не только для питания или дыхания, но и для опоры. Мангровые заросли — очень топкое место, к тому же на этих территориях ча­сто случаются приливы, отливы или разливы рек. Придаточные корни растут от ствола под углом вниз и дополнительно укрепля­ют растение на субстрате. Это так называемые ходульные корни, удерживающие огромные стволы с листьями высоко над водой. Такие корни имеет, например, филодендрон.

              У некоторых фикусов, например у фикуса бенгальского или баньяна, развиваются столбовидные корни. Они формируются на крупных ветвях, растут вертикально вниз, достигают почвы и укореняются в ней. Постепенно они утолщаются, приобретая вид столбов. Эти корни подпирают огромные ветви фикуса, не да­вая им сломаться под собственной тяжестью. В Индии растет свя­щенная баньяновая роща из одного дерева, занимающая площадь около 5000 м2.

              Корни могут также прикреплять стебель к опоре. Придаточ­ные корни на стебле плюща помогают ему держаться за кору дере­ва или цепляться за мельчайшие неровности на стенах, позволяя стеблю подниматься высоко вверх. Это так называемые корни- прицепки.

              Корни некоторых тропических деревьев имеют досковидную форму. Они растут от основания ствола вдоль поверхности зем­ли, имеют уплощенную по вертикали форму. Эти корни также укрепляют растение в почве, увеличивая площадь опоры ствола.

              Закрепление знаний и умений

                Ответьте на вопросы.

                Каковы основные функции корня?

                Какие виды корней вы знаете?

                Какие типы корневых систем вы знаете?

                Какая корневая система чаще всего встречается у двудоль­ных растений?

                Какая корневая система чаще всего встречается у однодоль­ных растений?

                Можно ли управлять развитием корневой системы растения?

                Для чего это нужно?

                Какие растения образуют корнеплоды?

                Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?

                Какие еще видоизменения корней вы можете назвать?


                   

                  Творческое задание. Зарисовать различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубень­ки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни. Их изображение можно найти в дополнительной литературе.

                  Задания для учеников, интересующихся биологией.

                  Вырастить несколько растений фасоли. У трех из них удалить кончик корня (провести пикировку), а три оставить без изменения. Посадить растения в ящик для рассады, поставить его на подокон­ник и не забывать поливать. Через 2 недели аккуратно выкопать все растения, промыть корни и сравнить между собой. Какие из­менения произошли с корневой системой пикированной рассады? Как вы это объясните? Загербаризировать результат вашего опыта, подписать и отдать учителю для кабинета биологии.

                  Провести опыт с проростками фасоли или бобов. Взять проросток и при помощи туши нанести на главный корень мет­ки на равном расстоянии друг от друга. Посмотреть на проросток на следующий день. Что произошло с метками? О чем говорит такое изменение? Подготовить доклад о проделанном опыте.

                    Корни стержневые и мочковатые. Учебный фильм

                     

                     

                     

                    Виды корней и типы корневых систем | Биология 6 класс #21 | Инфоурок

                     

                     

                     

                    Корень (6 класс) — биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2017

                     

                     

                     

                    Ресурсы:

                    И. Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                    Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                    Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                    В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                    Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                    Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                    учебник «Биология», 6-й класс

                    Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                    Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                    Хостинг презентаций

                    — http://ppt4web. ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                    Распределение цинка, меди и кадмия в корневой системе фасоли обыкновенной в условиях разных сред произрастания Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

                    УДК 581.522.5

                    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЦИНКА, МЕДИ И КАДМИЯ В КОРНЕВОЙ СИСТЕМЕ ФАСОЛИ ОБЫКНОВЕННОЙ В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ СРЕД ПРОИЗРАСТАНИЯ

                    © 2010 Ю.В. Макарова1

                    С помощью гистохимического дитизонового метода установлены закономерности поглощения, локализации и транслокации ионов Zn, Cu и Cd в тканях разных морфологических типов корней у фасоли обыкновенной (Phaseolus vulgaris L.), исследованы концентрационные и средовые зависимости перечисленных процессов.

                    Ключевые слова: Phaseolus vulgaris L. , корневая система, растительные ткани, гистохимический дитизоновый метод, Zn, Cu, Cd, концентрация, среда произрастания.

                    Введение

                    К настоящему времени в рамках экологической геохимии собран обширный материал, касающийся аккумуляции химических элементов группы тяжелых металлов в пищевых сельскохозяйственных растениях. Неугасающий исследовательский интерес к этой теме обусловлен практической стороной вопроса: именно растениеводческая продукция является начальным звеном в трофической цепи, по которой потенциально опасные элементы могут поступать в пищевой рацион человека и в конечном итоге определять качество его жизни. В абсолютном большинстве случаев поставленная задача решается на основе физических, химических и физико-химических аналитических методов, которые при неоспоримых достоинствах (высокий уровень избирательности, чувствительность, точность) тем не менее не могут ответить на многие частные вопросы, значимые в плане раскрытия механизмов аккумуляции и детоксикации соединений тяжелых металлов. Например, каким образом металлоионы распределяются по органам, тканям и клеткам растений, какова функциональная роль различных тканей в процессах поглощения и транслокации, насколько зависим характер распределения тяжелых металлов в растении от их концентрации в среде произрастания и, наконец, каково влияние субстрата на этот процесс. Справиться с этими вопросами, дополнить и конкретизировать результаты аналитических методов возможно средствами гистохимии. В связи с этим целью настоящих исследований являлось гистохимическое изучение особенностей поглощения, аккумуляции и транслокации в корневой системе

                    1Макарова Юлия Владимировна ([email protected]), кафедра экологии, ботаники и охраны природы Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

                    фасоли обыкновенной (Phaseolus vulgaris L.), активно вовлекаемых в биологический круговорот Zn, Cu и Cd в зависимости от условий произрастания растения в модельном эксперименте.

                    Условия и методы исследования

                    В качестве объектов исследования использовали 14-дневные растения фасоли обыкновенной сорта «Щедрая». Действующим фактором являлись растворы солей ZnSO4-7h3O, CuSO4-3h3O, 3CdSO4-8h3O, которые готовили в пересчете на содержание металла в одном литре. В итоге развитие водной и субстратных культур растения [1] происходило на следующих экспериментальных концентрациях металлов: Zn — 1000,0; 100,0; 10,0 и 1,0 мг/л, Cu — 500,0; 50,0; 5,0 и 0,5 мг/л, Cd — 50,00; 5,00; 0,50 и 0,05 мг/л. В подборе концентраций руководствовались литературными данными [2], согласно которым предельно допустимая концентрация для Zn составляет 1000,0 мг/л, Cu — 500,0 мг/л, Cd — 50,0 мг/л. Обработку субстрата растворами металлов проводили единожды — в момент высадки семян. В остальное время по мере подсыхания его увлажняли дистиллированной водой. В контрольных вариантах для высадки растений (водная культура) и обработки субстрата использовали дистиллированную воду.

                    Субстратами для растений служили промытый, прокаленный в муфельной печи речной песок и среднесуглинистый обыкновенный чернозем с содержанием гумусовых веществ 5,9 %, актуальной кислотностью 6,7 ед. и карбонатностью 1,0-2,5 %, отобранный с фонового участка Самарской области [3]. Указанные величины ведущих почвенных характеристик являются вполне благоприятными для роста и развития анализируемого вида [4].

                    В целях изучения поглощения, аккумуляции и транслокации Zn, Cu и Cd в органах и тканях растения использовали гистохимический дитизоновый метод [5], чувствительность которого в отношении перечисленных ионов составляет 10~5 М/л. Из-за невозможности хранения реактив, состоящий из 3 мг дитизо-на, 6 мл ацетона, 2 мл дистиллированной воды и 1-2 капель ледяной уксусной кислоты, готовили непосредственно перед началом работы. Сделанные при помощи острой бритвы прижизненные срезы главного корня (базальный участок зоны ветвления) и отходящих от него здесь же боковых корней (базальные участки) обрабатывали дитизоновым реактивом и исследовали под световым микроскопом при сменном увеличении до 400 раз, отмечая локализацию и интенсивность окраски структурных элементов по балльной шкале (0 — отсутствие окрашивания, 1 — очень слабое окрашивание, 2 — слабое окрашивание, 3 — окрашивание средней интенсивности, 4 — окрашивание высокой интенсивности, 5 — окрашивание очень высокой интенсивности).

                    Результаты исследования и их обсуждение

                    Качественная окраска срезов свидетельствует о присутствии Zn, Cu и Cd во всех тканях корневой системы фасоли независимо от их содержания в средах произрастания. Не являются исключением и контрольные варианты, что может быть обусловлено как первоначальным включением анализируемых химических элементов в структуры покоящегося семени растения, так и процессом их поглощения непосредственно из сред произрастания — песка и почвы (см. рисунок).

                    Содержание элементов в тканях корневой системы, как правило, определяется их концентрацией в субстрате. При этом корни растений, развивающихся на водных растворах металлов, в силу большей доступности для поглощения аккумулируют Zn, Си и Cd активнее, чем на песке и почве. Экспериментальной особенностью является интенсификация процесса поглощения и, соответственно, накопления химических элементов в корневой системе в вариантах с внесением в субстрат минимальных концентраций металлов (1,0 мг/л Zn, 0,5 мг/л Си, 0,05 мг/л Cd) по сравнению с вариантами, где концентрация металлов в субстрате была на порядок выше (10,0 мг/л Zn, 5,0 мг/л Си, 0,5 мг/л Cd). Выявленная тенденция оказалась несвойственной только для растений, вегетирующих на водных растворах Cd, у которых содержание элемента в тканях главного и боковых корней увеличивается пропорционально росту его концентрации в растворе (см. рисунок). Таким образом, полученные нами данные иллюстрируют не только многократно отмеченное разными авторами и обусловленное возрастанием сосущей силы корневой системы явление усиления поступления ионов металлов в растение при синхронном росте их концентрации в среде произрастания, но и возможность поглощения ионов корневой системой с наибольшей скоростью в случае низких их концентраций в субстрате [6].

                    60

                    ВодаПесокрочв; Контроль

                    ВодаПесоКПочв; 0.05 мг/л Сс1

                    Вода ПесоКПочваВодаресоКПочва 0.50 мг/л СС 5.00 мг/л СС

                    Вода ПесокПоч ва 50. 00 мг/л СС

                    ■ Ризодерма ЭЭндодерма

                    ■ Первичная флоэма Ш Пучковый камбий 0 Первичная ксилема

                    0 Экзодерма □ Перицикл ЕЗ Вторичная флоэма 0 Межпучковый камбий ЕЭ Протоксилема

                    0 Паренхима первичной коры Н Основная паренхима Ш Флоэма

                    □ Вторичная ксилема Ш Метаксилема

                    Рис. Суммарное содержание и распределение Cd по тканям главного и боковых корней фасоли обыкновенной в условиях разных сред произрастания

                    Уровень аккумуляции металлов в корнях фасоли, принадлежащих к разным морфологическим типам, неодинаков. Практически во всех вариантах на песчаном и почвенном субстрате, а также на водных растворах Cd содержание анализируемых химических элементов в тканях главного корня выше, чем в тканях боковых корней (см. рисунок). Разница между количественным содержанием металлов в этих органах может быть обусловлена рядом причин [7-11].

                    Во-первых, по сравнению с позже развивающимися боковыми корнями главный корень обладает большей поглощающей поверхностью. С учетом того, что количественное содержание металлов в тканях корня складывается не только за счет их непосредственного поступления из субстрата по радиусу корня, но и за счет вертикального транспорта по паренхиме первичной коры и ксилеме из нижележащих областей, главный корень, обладая хорошо выраженной, обширной паренхимой первичной коры, более высокоорганизованной проводящей системой и, соответственно, более протяженной поверхностью деятельной части, способен поглощать и накапливать в тканях анализируемого участка Zn, Си и Cd количественно больше, чем боковые корни.

                    Во-вторых, причиной активизации метаболических явлений в тканях главного корня может являться процесс «зарождения» боковых корней, требующий усиленного притока веществ извне. Нами зафиксировано, что рядом с местом разрыва эндодермы примордием бокового корня содержание металлов в тканях центрального цилиндра (вплоть до первичной ксилемы) возрастает, а сам примордий аккумулирует максимально возможное их количество.

                    В-третьих, преобладание металлоионов в главном корне может быть связано с деятельностью боковых корней, которые массово образуются именно на анализируемом участке главного корня, а также характеризуются повышенной метаболической активностью в силу меньшего возраста.

                    В-четвертых, более развитая проводящая система главного корня обеспечивает возможность большего передвижения воды с растворенными в ней веществами к надземным частям растения, способствуя их развитию. Увеличение надземной фитомассы приводит к возрастанию сосущей силы, которая, действуя на главный корень, ускоряет транспорт веществ от поверхностных тканей к сосудам ксилемы. В свою очередь, форсированное освобождение поглощающей поверхности главного корня будет неизменно приводить к интенсификации его деятельности.

                    На водных растворах (кроме Cd) и в вариантах с внесением в почву 0,5 мг/л Си и 1 мг/л Zn поглотительная активность главного и боковых корней фасоли практически сходна. Такое распределение металлов между морфологически разными типами корней обусловлено, с одной стороны, их низким содержанием в субстрате, физико-химические и микробиологические характеристики которого (почва) могут дополнительно снижать растворимость соединений и доступность составных элементов для поглощения растению, а с другой — замедлением темпов роста и развития надземной фитомассы вследствие разобщения вещественно-энергетических связей с корневой системой, происходящим на фоне последовательно возрастающих концентраций металлов в водной среде [12].

                    Гистохимический анализ поперечных срезов корневой системы выявил в ней ряд тканей, поглощающих и накапливающих ионы Zn, Си и Cd наиболее активно. К тканям приоритетного улавливания металлов в главном корне относятся экзодерма, пучковый камбий, ксилема, в боковых корнях — ризодерма, экзодерма, ксилема (см. рисунок).

                    Причины преимущественного накопления анализируемых металлов в клетках ризодермы вполне очевидны: именно эта ткань является первой на пути их проникновения в корневую систему растения, и именно она, по сравнению с остальными тканями, обладает более развитой и более активной системой мембранных транспортных механизмов [13]. Непосредственный контакт тканей друг с другом обуславливает перемещение ионов Zn, Си и Cd из ризодермы в экзодерму практически в неизменном количестве.

                    Высокая поглотительная способность пучкового камбия связана не только с интенсивно протекающими в его клетках метаболическими процессами, вызванными возрастной дифференциацией тканей, но и с его близостью к проводящим тканям растения, особенно к ксилеме, обладающей мощной аттрагирующей способностью. Значительное содержание металлов в структурах последней (клетки паренхимной обкладки, стенки сосудов, пасока) может быть предопределено расположением анализируемого участка у основания корня, «запас» элементов в котором создается благодаря их разнонаправленному транспорту. и Cd сконцентрированы, главным образом, в клеточных стенках. На преимущественное связывание металлов клеточными стенками указывают результаты не только гистохимического дитизонового метода [5; 14-16], но и родизонатного метода [17], рентгенфлуорисцентного анализа [18].

                    Протопласты клеток эндодермы и тканей центрального цилиндра (особенно паренхимы, расположенной вблизи крупных сосудов ксилемы), как правило, накапливают анализируемые металлы в большем количестве, чем клетки коровой паренхимы. Содержание химических элементов в протопластах, а также в стенках сосудов и пасоке ксилемы находится в прямо пропорциональной зависимости от их концентрации в субстрате.

                    Помимо существующих между вариантами различий в характере распределения и в уровне аккумуляции металлов в тканях на песчаном (0,05-50,00 мг/л Cd) и почвенном (5,00 и 50,00 мг/л Cd) субстратах в срединной области первичной коры главного корня нами зафиксировано отмирание отдельных клеток или значительно чаще — их групп. Возникающие полости пространственно разделены между собой живыми паренхимными клетками, организованными в радиально ориентированные тяжи.

                    В качестве главной причины этого явления классически называют рост корней в условиях затрудненной аэрации, когда образуемые растением полости служат резервуарами необходимого для дыхания тканей кислорода [19]. Но в связи с тем, что в эксперименте развитие полостей происходит только в вариантах с внесением в песчаный и почвенный субстрат одного элемента — Cd, с большей долей вероятности можно говорить об их образовании как о приспособительной реакции растения на действие высокотоксичного вещества [20]. Накапливаясь во внут-рикорневых полостях и диффундируя из них в прикорневую область субстрата, молекулы кислорода могут принимать участие в реакциях окисления соединения Cd, снижая его негативное воздействие на рост и развитие растительного организма.

                    «Уникальность» действия Cd, широта диапазона его концентраций в условиях разных сред произрастания свидетельствуют, что на процесс образования полостей в структуре паренхимы первичной коры влияют не только химическая природа элемента и его концентрация в среде, но и физико-химические характеристики субстрата, в частности, обусловленная присутствием глинистых минералов и органического вещества его обменная емкость. локализованы в симпласте тканей центрального цилиндра и в апопласте внешнего по отношению к нему кольца тканей. В случае значительного содержания металлов в среде произрастания их активное поступление в центральный цилиндр происходит и по апопласту, и по симпласту.

                    Литература

                    [1] Практикум по агрохимии / под ред. В.Г. Минеева. М.: Изд-во МГУ, 2001. 689 с.

                    [2] Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов I-IV групп / под ред. В.А. Филонова. Л.: Химия, 1988. 512 с.

                    [3] Прохорова Н.В., Матвеев Н.М., Павловский В.А. Аккумуляция тяжелых металлов дикорастущими и культурными растениями в лесостепном и степном Поволжье. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. 131с.

                    [4] Лебедева Г.Ф. Пособие по растениеводству для почвоведов. Зерновые и зерновые бобовые культуры: в 2 ч. М.: Изд-во МГУ, 1982. Ч. 2. 137 с.

                    [5] Серегин И.В., Иванов В.Б. Передвижение ионов кадмия и свинца по тканям корня // Физиология растений. 1998. Т. 45. № 6. С. 899-905.

                    [6] Воробьев Л.Н. Регулирование мембранного транспорта в растениях // Итоги науки и техники. Физиология растений. 1980. Т. 4. С. 1-77.

                    [7] Колосов И.И. Поглотительная деятельность корневых систем растений. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 338 с.

                    [8] Сытник К.М., Книга М.Н., Мусатенко Л.И. Физиология корня. Киев: Наукова думка, 1972. 356 с.

                    9] Нестерова А.Н. Действие тяжелых металлов на корни растений. 1. Поступление свинца, кадмия, цинка в корни, локализация металлов и механизмы устойчивости растений // Биологические науки. 1989. № 9. С. 72-86.

                    10] Трапезников В.К., Иванов И.И., Тальвинская Н.Г. Локальное питание растений. Уфа: Гилем, 1999. 260 с.

                    11] Физиология растений / под ред. И.П. Ермакова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 640 с.

                    12] Макарова Ю. В. Изменчивость морфометрических показателей фасоли обыкновенной при краткосрочном воздействии кадмия, цинка и меди // Вестник СамГУ. Естественнонаучная серия. 2009. № 6 (72). С. 160-171.

                    13] Вахмистров Д.Б. Пространственная организация ионного транспорта в корне // 49-е Тимирязевские чтения. М.: Наука, 1991. С. 48.

                    14] Серегин И.В., Иванов В.Б. Физиологические аспекты токсического действия кадмия и свинца на высшие растения // Физиология растений. 2001. Т. 48. № 4. С. 606-630.

                    15] Башмаков Д.И. Аккумуляция тяжелых металлов некоторыми высшими растениями в разных условиях местообитания // Агрохимия. 2002. № 9. С. 66-71.

                    16] Кожевникова А.Д. Распределение никеля, кадмия, свинца и стронция в прорастающих зерновках кукурузы // VIII молодеж. конф. ботаников: тез. докл. СПб.: СПбГУТД, 2004. С. 127-128.

                    17] Серегин И.В. Кожевникова А.Д. Транспорт, распределение и токсическое действие стронция на рост проростков кукурузы // Физиология растений. 2004. Т. 51. № 2. С. 241-248.

                    18] Wierzbiska M., Antosiewicz D. How lead can easily enter the food chain a study of plant roots // Sci. Total Environ. Suppl. 1993. № 1. P. 423-429.

                    19] Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. Экология растений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 400 с.

                    20] Эзау К. Анатомия семенных растений: в 2 кн. М.: Мир, 1980. 558 с.

                    Поступила в редакцию 15/VT/2010; в окончательном варианте — 15/VT/2010.

                    CONCERNING THE DISTRIBUTION OF ZINC, COPPER AND CADMIUM IN THE ROOT SYSTEM OF KIDNEY BEAN UNDER DIFFERENT GROWTH MEDIA

                    © 2010 Ju.V. Makarova2

                    Using the histochemical dithizonic method the patterns of absorption, localization and translocation of Zn, Cu and Cd ions were studied in different morphological tissues of the kidney bean (Phaseolus vulgaris L.) roots. These processes were also investigated in connection with the concentration and media composition parameters.

                    Key words: Phaseolus vulgaris L., root system, plant tissues, histochemical dithizonic method, Zn, Cu, Cd, concentration, growth media.

                    Paper received 15/VI/2010. Paper accepted 15/VI/2010.

                    2Makarova Julia Vladimirovna (aconithumamail.ru), the Dept. of Ecology, Botany and Environmental Protection, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

                    Тема: КОРЕНЬ | Лабораторные работы по биологии

                    Тема: КОРЕНЬ