Дорожка на даче своими руками из дерева: Деревянные дорожки на даче своими руками

Садовые дорожки из дерева своими руками

Чтобы оригинально оформить садовый участок, можно самостоятельно сделать дорожки из спилов деревьев. Изготовление таких дорожек существенно изменит внешний вид участка, а ввиду того, что сам материал можно приобрести за небольшие средства или вовсе бесплатно, возможна значительная экономия средств. В этой статье пойдет речь именно о том, как сделать садовые дорожки из дерева своими руками.

Прежде всего, нужно продумать, для какой цели понадобится дорожка, например, для прогулок или обработки грядок. Если есть желание создать на дачном участке эко стиль, тогда использование данного натурального материала станет идеальным вариантом.

Содержание

  1. Достоинства и недостатки
  2. Нарезаем заготовки
  3. Дорожки из спилов дерева
  4. Укладка садовых дорожек
  5. Дорожки из досок
  6. Видео
  7. Фото

Достоинства и недостатки

Садовая дорожка из спилов дерева

Эта статья поможет увидеть достоинства и недостатки такого варианта оформления садового участка. Также мы рассмотрим инструкцию, поясняющую, как шаг за шагом можно вымостить дорожки из спилов дерева.

У дорожек из дерева есть определенные достоинства:

  • экологически чистый материал;
  • эксклюзивный вид ввиду неповторимости рисунка;
  • индивидуальность каждой дорожки;
  • дешевизна и простота изготовления;
  • материал и инструменты можно найти прямо на даче.

Также необходимо упомянуть о недостатках этого материала:

  • недолговечность − основной недостаток;
  • подверженность гниению и порче насекомыми;
  • пожароопасность при длительном воздействии открытого огня.

На самом деле недостатков меньше, чем достоинств, и потому можно смело браться за дело.

Нарезаем заготовки

Заготовки

Спилы могут быть двух форм: полукруглые и круглые размером 0,3−1 м, высотой примерно 10 см.

Существует несколько способов мощения деревянных дорожек. Форма дорожки может быть произвольной – в таком исполнении она будет выглядеть гораздо красивее и привлекательнее.

Кроме дорожек, из спилов можно соорудить декоративную лесенку или мостик.

Дорожки из спилов дерева

Бензиновая и электропила

Вначале необходимо подготовить инструменты для работы. В данном случае понадобится бензопила (или электрическая пила). Бревна для спилов заранее нужно хорошо высушить, иначе (если уложить в сыром состоянии) они могут дать трещины и деформироваться. Если материал высохнет будучи закопанным в землю, то вид такой дорожки будет непривлекательным и ее придется переделывать.

От того, насколько тщательно обработан материал антисептиком, зависит срок эксплуатации сооружения, будь то садовые дорожки, мостики или лесенки. Обычно обработка производится олифой, раствором медного купороса или отработанным машинным маслом.

Обработка нижней части спилов отработкой

После обработки материал должен хорошо высохнуть. Затем необходимо обработать изделие слоем гидроизоляции из растопленного битума. Битум следует наносить на самую нижнюю часть спила, который будет погружен в грунт. Есть еще вариант гидроизоляции – погрузить низ спила в емкость с расплавленным битумом и добавленным в него бензином. После этой процедуры вновь нужно дать деревянным изделиям хорошо просохнуть.

На рынках продается готовая пропитка, содержащая защитные вещества − такой способ будет надежнее.

Укладка садовых дорожек

Для того чтобы красиво уложить спилы, необходимо произвести разметку территории при помощи колышков, которые нужно забить по всему периметру будущей дорожки, затем берется шнур и натягивается между колышками.

Когда дорожка извилистая, разметку выполняют при помощи песка.

После подготовки разметки выкапывается траншея глубиной приблизительно 30 см, в которой обустраивается дренажная система, предназначенная для того, чтобы защитить спилы от воздействия на них влаги. Для этого на дно траншеи укладывают щебень и трамбуют его. Сверху нужно положить геотекстиль и сделать подсыпку песком. Каждый из слоев поливают водой и качественно утрамбовывают. При этом толщина получившегося слоя не должна превышать 10 см.

Пространство заполнено более мелкими спилами

Теперь можно начинать выкладывать спилы, размещая их поближе друг к другу и подбирая по диаметру заготовок. Для заполнения швов между спилами используют щебень, песок или гальку. Часто для красоты пространство между дорожками засеивают газонной травой.

По краям дорожки можно выполнить декор, используя более высокие спилы, декоративные камни или качественно засыпав грунтом. Красивым оформлением садовой дорожки, несомненно, будут цветы.

Садовая лесенка из спилов дерева

Неровности на садовом участке можно спрятать при помощи садовой дорожки, выполненной в виде ступеней, особенно если на участке есть склон.

Следует помнить, что ежегодно нужно производить грунтовку садовой дорожки, чтобы защитить дерево от гниения, что увеличит срок эксплуатации дорожки.

Дорожки из досок

Садовая дорожка из поперечно расположенных досок

Как вариант, в качестве материала для садовых дорожек, можно использовать деревянные дощечки. Чаще всего такая дорожка имеет вид сплошного настила. Дощечки укладываются как в поперечном, так и в продольном направлении. Чтобы дорожка была извилистой, края дощечек специально подрезаются или укладываются особым образом.

Дорожка в виде паркета

Применяя такой подход, можно моделировать различные варианты, например, узор, подобный паркету.

Конструкция дорожки напоминает железную дорогу

А если доски расположить на некотором расстоянии друг от друга и пространство между ними заполнить отсыпкой или гравием, то конструкция будет напоминать железную дорогу.

Деревянная дорожка над землей

Можно выполнить садовую дорожку из досок, выложенных сплошным настилом. Такую дорожку делают немного приподнятой примерно на 10 см. В этом есть большое преимущество − нет контакта дерева с почвой, а воздушное пространство позволяет дереву быстро высохнуть после дождя, что существенно способствует длительному использованию садовой дорожки.

Чтобы самостоятельно создать садовую дорожку из элементов дерева, понадобится затратить немало времени и сил, зато может получиться настоящий шедевр. Такая дорожка будет красивым и неординарным дополнением к садовому оформлению.

Видео

В последние годы большой популярностью пользуются дорожки с деревянным покрытием

Деревянные дорожки из террасной доски:

Фото

Из деревянных щитков

К домику сделана из досок

Обработанная древесина не боится влаги

Красивая садовая дорожка из досок

Сухой ручей с деревянным мостиком

Оформление садовой дорожки

Садовый вариант из досок

Из продольно уложенных досок

 

 

Помогла ли вам статья?

Садовые дорожки из дерева на даче своими руками

Дорожки из дерева пришли к нам из глубокой древности. В те далекие времена, когда еще не было асфальта, тротуарной плитки или брусчатки, люди все равно мостили тропы, дороги и целые тракты. Делали это из того материала, который предоставляла окружающая природа — камень, дерево, песок, глина.

Садовые дорожки из дерева можно соорудить самостоятельно. Их изготовление не потребует больших финансовых вложений. Особенно если неподалеку от местонахождения участка растет лес, в котором всегда можно найти упавший сухостой или поваленное ветром дерево.

Есть несколько основных способов изготовления деревянной дорожки на даче своими руками.

Содержание

  • 1. Древесные спилы
  • 2. Использование горбыля
  • 3. Выкладка досками
  • 4. Оформление сада из бруса
  • 5. Другие материалы

Древесные спилы

Рекомендуем ознакомиться

Спилом, или пеньком, называют поперечный отрез ствола дерева, длиной 10-20 см. Из таких пеньков, установленных вертикально, выкладывается основное полотно дорожки. Но прежде чем строить садовые дорожки из дерева, необходимо провести определенные подготовительные работы. Дерево — относительно мягкий строительный материал, подверженный разрушению климатическими факторами, гниению, воздействию древоточцев и короедов. Поэтому чтобы увеличить срок службы деревянного настила, необходимо, прежде всего, окорить заготовленные спилы и высушить. Сушить древесину лучше всего под навесом, складывая таким образом, чтобы поверхность заготовки хорошо продувалась. Во избежание растрескивания пеньков желательно оградить их от попадания прямых солнечных лучей, а также от дождя и снега.

В строительной практике сухой считается древесина, имеющая влажность 10-12%. Но не всегда под рукой окажется влагомер. Определить процент содержания влаги в древесине можно приблизительно, используя народные приметы:

  • на цвет сухая древесина более темная (серая), в отличие от сырой древесины — светлой и яркой;
  • на ощупь сухая древесина твердая и легкая, стружка от нее легко и с треском ломается, можно получить занозу в палец. Стружка сырой заготовки легко деформируется, мнется и не ломается;
  • при ударе киянкой сырая древесина издает глухой и короткий звук, сухая при ударе резонирует и «звенит», звук более продолжительный;
  • при применении химического карандаша на сырой доске остается фиолетовый цвет, в то время как на сухой карандаш оставит обычный серый след.

Существует еще один оригинальный способ определения сухости дерева при помощи дрели и сверла для металла. В заготовке высверливается отверстие глубиной 4-5 см, и на половину минуты вращающееся сверло задерживается в неподвижном состоянии. Если доска слишком сухая — отверстие задымится, из-под фрезы появится характерный едкий запах тлеющей древесины, если ничего не произошло — древесина нормальной строительной влажности. Если же около отверстия образовался ободок из мелкой стружки — пиломатериал нуждается в сушке.

Обычно, в естественных условиях, лес сохнет около года. Поэтому заготовив и окорив пеньки сегодня, применять их по назначению следует только в следующем году. Когда они достигнут рабочей сухости, их можно будет пропитать антисептическими растворами. Кроме того, в сухую заготовку очень хорошо впитается раствор водоотталкивающего гидрофобизатора, который увеличит срок службы пенька во многие разы. Красить и покрывать лаком (или другими пленкообразующими составами) древесину нет никакого смысла, так как в процессе эксплуатации на сырой земле любые покрытия очень быстро отслоятся и превратятся в шелуху.

Для того чтобы деревянные дорожки служили не один десяток лет, важно подобрать подходящий сорт древесины.

Наиболее приемлемыми являются сорта твердых пород — дуба, граба, яблони, бука. Хорошо послужат для таких целей и хвойные породы — ель, сосна и особенно лиственница, которая сохраняется при правильной обработке до 25 лет. Мягкие породы деревьев — липа, береза, акация — легки в обработке, но в качестве дорожного покрытия более 5 лет не продержатся. Впрочем, за неимением другого материала вполне применимы и они. Просто придется чаще вынимать отслужившие пеньки и заменять их новыми срезами. Но для этого надо, чтобы в запасе всегда были свежие, высушенные заготовки.

После того как заготовка древесины произведена, необходимо подготовить грунт для укладки спилов. Как правило, это делается следующим образом.

Лопатой снимается верхний слой дерна и выкапывается траншея, глубиной до 30 см. Грунт просушивается и покрывается водонепроницаемой полиэтиленовой пленкой. Такая гидроизоляция должна предотвратить скопление воды под садовой дорожкой, поэтому необходимо проследить за тем, что бы влага скатывалась с пленки в одну из сторон. Уклон может быть совсем небольшим — 2-3 градуса, этого будет достаточно, что бы дождевая и талая вода уходили в почву, оставляя сухим пространство под вымощенной деревом дорожкой.

Чтобы проверить уклон, можно полить уложенную пленку из шланга или выплеснуть на нее воду из ведра. Если через несколько минут вода с пленки стечет, значит, уклон работает исправно. Если нет — надо увеличить угол наклона или подсыпать грунт в середину покрытия, чтобы образовалось подобие купола. Далее пленка покрывается слоем песка или гравия около 5 см толщиной и снова проливается водой. Это нужно для того, чтобы песок утрамбовался и равномерно заполнил весь предоставленный объем.

После этого можно приступать к монтажу бордюра, если это предусмотрено по плану. Бордюр делается из различных материалов — камней, автомобильных покрышек, досок или вкопанных в ряд пластиковых бутылок. Даже вбитые по периметру траншеи колышки могут с успехом исполнять роль бордюра. Его основная задача — не дать рассредоточиться насыпным материалам в ближайший грунт. В нашем случае — это песчаная подсыпка. Рекомендуется выравнивание бордюра по гидравлическому уровню. Садовые дорожки из дерева, снабженные устойчивыми бордюрами, имеют гораздо больший срок службы.

По завершении монтажа бордюра насыпается второй слой песчаной подушки. Общая высота слоя песка, таким образом, должна быть в пределах 10 см. Умножив длину дорожки на ширину, а потом на толщину слоя, получим объем количества песка (или мелкого гравия), который необходимо заготовить перед началом работ.

Последний этап — укладка спилов и выравнивание общей плоскости дорожки. Способ и порядок работы здесь ничем не лимитирован, можно выкладывать какие угодно узоры, применять спилы мелкого или крупного диаметра, правильной округлой формы или неправильной. Принципиально лишь одно — верхние грани всех пеньков должны находиться в одной плоскости. Допустимая погрешность — 1 мм на погонный метр. Оставшееся пространство заполняется песком до полной усадки.

Использование горбыля

Когда-то очень распространенный, а сегодня почти забытый способ мощения дороги. Именно горбыли служили основным материалом при строительстве дорог и трактов в средние века. Заключается он в том, что в отличие от предыдущего способа заготовки спилов, лес-кругляк распускается не поперечным сечением, а продольным. На выходе образуется так называемый обапол (или горбыль). Окоренный и высушенный, пропитанный сохраняющими и водоотталкивающими химическими составами, горбыль укладывается плоской стороной вверх, и перпендикулярно к направлению движения. В результате складывается исключительно прочная конструкция. И, если водоотводный дренаж выполнен правильно, такая дорожка может прослужить много-много лет. Доказательством тому служат многочисленные мосты, сохранившиеся поныне в деревенской местности, которые выложены именно таким способом и с применением древесных материалов.

Большим плюсом данной конструкции, как и в первом случае, является легкость, с которой можно ремонтировать такую дорожку при возникновении каких-либо механических повреждений. Замена горбыля не составляет большого труда.

При монтаже необходимо учитывать то, что горбыль не должен свободно лежать на песке, и крепить его по краям к бордюру.

Выкладка досками

Доски — прекрасный строительный материал. И их можно использовать при сооружении садовой дорожки. При этом выгодным отличием досок перед срезами и горбылями является то, что их не надо долго заготавливать и сушить, а можно просто купить и привезти к себе на участок. Как правило, со складов продаются уже готовые пиломатериалы нужной кондиции.

Дорожку из досок можно выполнить двумя способами. В обоих случаях подготовка грунта и дренажа остается одинаковыми. Но различают два вида настила досок:

  • настил досок непосредственно на песчаную подушку;
  • настил досок по лагам, закрепленным на грунтовой основе.

Очевидно, что второй вариант более трудоемкий, так как появляется дополнительная работа по монтажу лаг. Однако в большинстве случаев строители отдают предпочтение именно этому способу настила. Ведь в итоге доски, опирающиеся на лаги и вентилируемые снизу, гарантированно долго будут выполнять свою функцию.

Монтируют такую дорожку с применением досок твердых, а также хвойных пород деревьев. Лаги размещают вдоль направления движения, а непосредственное покрытие — перпендикулярно. Толщина доски должна быть не менее 40 мм. Между досками оставляют зазор 1,5-2 см для стекания воды и свободной вентиляции воздуха. Расстояние между лагами — от 60 до 90 см.

Оформление сада из бруса

Принцип устройства такой же, как и у дорожек, выполненных из досок. Отличие лишь в том, что брус более прочный, износостойкий и дорогостоящий материал. Укладка заранее нарезанного на ширину дорожки бруса производится с зазорами от 3 до 5 см, которые впоследствии нивелируются насыпным материалом. Для придания устойчивости отдельным элементам конструкции желательно закрепить брус и бордюр между собой. Этого можно достичь, применяя саморезы с широким шагом резьбы.

Очень удобно под такой дорожкой прокладывать электрический, телефонный или телевизионный кабель. Его можно разместить либо под водонепроницаемой пленкой, либо в толще песчаной подушки. Проложенный кабель должен быть цельным, без соединений, в противопожарной гофре.

Другие материалы

Кроме вышеописанных, существуют также другие виды деревянных дорожек. Принцип их устройства ничем не отличается. Различны лишь материалы, выбираемые для покрытия несущей поверхности. Так можно сделать дорожку из деревянных щитов, которые предлагает розничная торговля, засыпать между бордюрами древесной коры или отходы от шелушения кедрового ореха. Некоторые используют измельченные ветви деревьев. Суть от этого не изменится, а потому описывать их здесь нет нужды. Может использоваться любой древесный материал, если придерживаться основных правил устройства дорог.

И в заключение хочется отметить следующее. Лес — бесценный дар природы, который не только служит великолепным строительным материалом, но и наполняет атмосферу планеты тем, без чего органическая жизнь была бы невозможна — кислородом.

Если мы используем древесину в своих бытовых нуждах, не будем забывать древнее правило наших предков — срубил одно дерево, посади пять!

Неизбранная дорога Роберта Фроста — Стихи

 Он увидел ее снизу лестницы
Прежде чем она увидела его. Она начинала спускаться,
Оглядываясь через плечо на какой-то страх.
Она сделала сомнительный шаг, а затем расстегнула его.
Подняться и снова посмотреть. Он сказал
Подойдя к ней: «Что ты видишь
Всегда оттуда, наверху, потому что я хочу знать.
Она повернулась и опустилась на свои юбки при этом,
И ее лицо изменилось с испуганного на угрюмое.
Он сказал, чтобы выиграть время: «Что ты видишь?»
Подъем, пока она не сжалась под ним. 
— Я сейчас узнаю. Ты должна сказать мне, дорогая.
Она вместо себя отказала ему в любой помощи
С малейшим напряжением шеи и тишиной.
Она позволила ему посмотреть, уверенная, что он не увидит,
Слепое существо; и некоторое время он не видел.
Но в конце концов он пробормотал: «О», и еще раз: «О».
— Что это… что? она сказала.
— Только то, что я вижу.
— Вы не знаете, — бросила она вызов. — Скажи мне, что это такое.
«Чудо в том, что я не увидел сразу.
Раньше я никогда не замечал его отсюда.
Я должен привыкнуть к этому - вот причина.
Маленькое кладбище, где мои люди!
Такой маленький, что окно обрамляет его целиком.
Не намного больше, чем спальня, не так ли?
Есть три камня из сланца и один из мрамора,
Широкоплечие маленькие плиты там в солнечном свете
На склоне. Мы не должны возражать против них.
Но я понимаю: это не камни,
Но детский холмик...
— Не надо, не надо, не надо, — закричала она.
Она вышла из-под его руки
Тот опирался на перила и соскальзывал вниз по лестнице;
И повернулся к нему с таким устрашающим взглядом,
Он сказал дважды, прежде чем опомнился:
«Разве мужчина не может говорить о своем собственном ребенке, которого он потерял?»
'Не вы! О, где моя шляпа? О, мне это не нужно!
Я должен выбраться отсюда.
Я должен получить воздух. Я не знаю правильно, может ли любой человек. 'Эми! Не ходите к кому-то другому на этот раз. Послушай меня. Я не буду спускаться по лестнице. Он сел и зажал подбородок кулаками. — Я хотел бы кое-что спросить у тебя, дорогая. — Ты не знаешь, как об этом спросить. — Тогда помоги мне. Ее пальцы двигали защелку, ожидая ответа. «Мои слова почти всегда оскорбительны. Я не знаю, как говорить о чем-либо Так, чтобы угодить вам. Но меня могут научить Я должен предположить. Я не могу сказать, что вижу, как. Мужчина должен частично отказаться от того, чтобы быть мужчиной С женщинами-людьми. Мы могли бы договориться Которым я бы связал себя, чтобы держать руки подальше Что-нибудь особенное, что вы хотите назвать. Хотя я не люблю такие вещи среди тех, кто любит. Двое, которые не любят, не могут жить вместе без них. Но двое, которые это делают, не могут жить с ними вместе. Она немного отодвинула защелку. — Не… не уходи. Не несите это кому-то другому на этот раз. Скажи мне об этом, если это что-то человеческое.
Впусти меня в свое горе. я не очень В отличие от других людей, когда вы стоите там Отдельно меня бы выгнали. Дай мне шанс. Я все же думаю, что вы немного переусердствуете. Что заставило вас думать, что это вещь Забрать свою мать - потеря первого ребенка Так безутешно - перед лицом любви. Можно подумать, его память может быть удовлетворена... — Вот ты и глумишься! 'Я не, я не! Ты злишь меня. Я спущусь к тебе. Боже, какая женщина! И дошло до этого, Мужчина не может говорить о своем умершем ребенке. — Ты не можешь, потому что не умеешь говорить. Если у тебя были какие-то чувства, ты копал Своей собственной рукой - как вы могли? - его могилку; Я видел тебя из того самого окна там, Заставляя гравий прыгать и прыгать в воздухе, Подпрыгнуть, вот так, вот так, и приземлиться так легко И скатиться вниз по холмику рядом с дырой. Я подумал: кто этот человек? Я не знал тебя. И я полз вниз по лестнице и вверх по лестнице Чтобы снова посмотреть, и все еще ваша лопата продолжала подниматься. Потом ты вошел.
Я услышал твой рокочущий голос. На кухне, и я не знаю почему, Но я подошел, чтобы увидеть своими глазами. Вы могли бы сидеть там с пятнами на обуви Из свежей земли из могилы собственного ребенка И говорить о своих повседневных заботах. Вы стояли лопатой у стены Снаружи, у входа, потому что я видел это. «Я буду смеяться самым ужасным смехом, который когда-либо смеялся. Я проклят. Боже, если я не верю, я проклят. — Я могу повторить те самые слова, которые ты говорил. «Три туманных утра и один дождливый день Сгниет самый лучший березовый забор, какой только может построить человек». Подумай, разговаривай так в такое время! Что было, сколько времени береза ​​гниет Делать то, что было в затемненной гостиной. Тебе было наплевать! Ближайшие друзья могут пойти С кем-то до смерти доходит так далеко С тем же успехом они могли бы и не пытаться идти вообще. Нет, с того времени, когда человек болен до смерти, Человек одинок, и он умирает более одиноким. Друзья делают вид, что следуют в могилу, Но прежде чем кто-то в нем, их умы обращены И сделать все возможное, чтобы вернуться к жизни И живые люди, и вещи, которые они понимают.
Но зло мира. у меня не будет горя так Если я могу изменить его. О, не буду, не буду! — Вот, ты все сказал, и тебе стало лучше. Ты не пойдешь сейчас. Ты плачешь. Закрыть дверь. Сердце ушло из этого: зачем продолжать в том же духе. Эми! Кто-то идет по дороге! — Вы… о, вы думаете, что все разговоры. Мне надо идти-- Где-то вне этого дома. Как я могу заставить вас... — Если… вы… делаете! Она открывала дверь шире. — Куда ты собираешься идти? Сначала скажи мне это. Я пойду за тобой и верну тебя силой. Я буду! --

Проторенный путь, рассказ Юдоры Велти

Был декабрь — раннее утро, яркий морозный день. Далеко в деревне по тропинке через сосновый лес шла старая негритянка с головой, обмотанной красной тряпкой. Ее звали Феникс Джексон. Она была очень старая и маленькая, и шла она медленно в темных сосновых сенях, слегка передвигаясь из стороны в сторону в своих шагах, с уравновешенной тяжестью и легкостью маятника в напольных часах. Она носила с собой тонкую маленькую трость, сделанную из зонтика, и постукивала ею по промерзшей земле перед собой. Это производило в неподвижном воздухе серьезный и настойчивый звук, казавшийся задумчивым, как чириканье одинокой маленькой птички.

На ней было темное полосатое платье, доходившее до голенищ, и такой же длинный фартук из выбеленных сахарных мешочков с полным карманом: все аккуратно и аккуратно, но каждый раз, когда она делала шаг, она могла запутаться в шнурках, который таскал с нее расшнурованные туфли. Она смотрела прямо перед собой. Ее глаза были голубыми от старости. Кожа ее имела свой узор из бесчисленных ветвящихся морщинок, и точно посреди лба стояло целое деревце, а под ним бежала золотая краска, и два бугорка ее щек освещались желтым горящим под темнотой пламенем. . Под красной тряпкой ее волосы падали на шею тончайшими локонами, все еще черные и пахнувшие медью.

То и дело что-то дрожало в чаще. Старый Феникс сказал: «Прочь с дороги, все вы, лисы, совы, жуки, зайцы, еноты и дикие звери! … Держитесь подальше от этих ног, маленькие бобы-белые … Держите больших диких кабанов подальше от моего пути. Не позволяйте никому из них бежать в моем направлении. У меня долгий путь. Под ее маленькой, усыпанной черными веснушками рукой трость, гибкая, как хлыст, дергалась за кусты, словно будила что-то, что спряталось.

Она пошла. Лес был глубоким и тихим. Солнце делало сосновые иголки слишком яркими, чтобы смотреть на них там, где дул ветер. Шишки упали так же легко, как перышки. Внизу, в лощине, был траурный голубь — для него еще не поздно.

Дорога вела на холм. «Кажется, у меня на ногах цепи, раз уж я зашла так далеко», — сказала она голосом аргумента, который старики продолжают использовать сами с собой. «Что-то всегда держит меня на этом холме — умоляет остаться».

Добравшись до вершины, она повернулась и бросила полный, строгий взгляд назад, туда, куда пришла. — Через сосны, — сказала она наконец. — Теперь вниз через дубы.

Ее глаза широко раскрылись, и она осторожно начала опускаться. Но прежде чем она добралась до подножия холма, куст зацепился за ее платье.

Ее пальцы были заняты и полны решимости, но ее юбки были полны и длинны, так что, прежде чем она могла вытащить их в одном месте, они застряли в другом. Нельзя было допустить, чтобы платье порвалось. — Я в терновнике, — сказала она. — Торнс, ты выполняешь назначенную тебе работу. Ни в коем случае нельзя пропускать людей — нет, сэр. Старые глаза думали, что ты хорошенький

зеленый кустик.

Наконец, дрожа всем телом, она высвободилась и через мгновение осмелилась нагнуться за тростью.

‘Солнце так высоко!’ — воскликнула она, откинувшись назад и глядя, а густые слезы выступили у нее на глазах. «Время здесь уходит».

У подножия этого холма было место, где через ручей лежало бревно.

— А теперь суд, — сказал Феникс. Выставив правую ногу, она взобралась на бревно и закрыла глаза. Подняв юбку, яростно размахивая тростью перед собой, как праздничная фигура на каком-то параде, она начала маршировать. Затем она открыла глаза и оказалась в безопасности с другой стороны.

«Я была не так стара, как думала», — сказала она.

Но она присела отдохнуть. Она расстелила вокруг себя юбки на берегу и сложила руки на коленях. Над ней было дерево в жемчужном облаке омелы. Она не смела закрыть глаза, и когда маленький мальчик принес ей тарелку с куском мраморного пирога, она заговорила с ним. — Это было бы приемлемо, — сказала она. Но когда она подошла, чтобы взять его, в воздухе была только ее собственная рука.

Итак, она оставила это дерево и должна была пройти через забор из колючей проволоки. Там ей приходилось ползти и ползти, расставив колени и разминая пальцы, как ребенок, пытающийся взобраться по ступенькам. Но она громко говорила сама с собой: она не могла допустить, чтобы ее платье порвалось сейчас, в такой поздний день, и она не могла заплатить за то, что ей отпилят руку или ногу, если ее быстро поймают на месте.

Наконец она перелезла через забор и поднялась на поляну. Большие мертвые деревья, похожие на одноруких чернокожих, стояли среди пурпурных стеблей увядшего хлопкового поля.

Там сидел канюк.

‘Кого ты смотришь?’

По борозде она пробралась.

— Хорошо, что сейчас не сезон для быков, — сказала она, покосившись, — и Господь заставил своих змей свернуться клубочком и спать зимой. Удовольствие, что я не вижу двуглавой змеи, облетающей то дерево, куда она однажды пришла. Потребовалось время, чтобы пройти мимо него еще летом.

Она прошла через старый хлопок и вышла на поле мертвой кукурузы. Он шептал и трясся, и был выше ее головы. — Теперь через лабиринт, — сказала она, потому что дороги не было.

Затем перед ней появилось что-то высокое, черное и тощее.

Сначала она приняла его за мужчину. Это мог быть человек, танцующий в поле. Но она стояла неподвижно и прислушивалась, и она не издавала ни звука. Он был тихим, как призрак.

— Призрак, — резко сказала она, — чей ты призрак? Ибо я слышал, что рядом нет ни одной смерти.

Но ответа не было, только лохмотья, танцующие на ветру.

Она закрыла глаза, протянула руку и коснулась рукава. Она нашла пальто, а внутри пустота, холодная как лед.

— Пугало, — сказала она. Ее лицо просветлело. «Меня следует заткнуть навсегда», — сказала она со смехом. «Мои чувства ушли. Я слишком стар. Я самый старый человек, которого я когда-либо знал. Танцуй, старое пугало, — сказала она, — пока я танцую с тобой.

Она перемахнула ногой через борозду и, опустив рот, покачала головой раз или два с легким напыщенным видом. Некоторые шелухи сдулись и закружились лентами вокруг ее юбок.

Потом она пошла дальше, расступаясь с тростью из стороны в сторону, через шепчущее поле. Наконец она дошла до конца, до проселочной дороги, где серебристая трава колыхалась между красными колеями. Перепела ходили, как цыплята, и казались такими изящными и невидимыми.

— Иди красиво, — сказала она. ‘Это легкое место. Это легко. Она шла по дороге, покачиваясь по тихим голым полям, по цепочкам серебристых деревьев в мертвых листьях, мимо серебристых от непогоды хижин с заколоченными дверями и окнами, словно сидящие там заколдованные старухи. — Я хожу в их сне, — сказала она, энергично кивая головой.

Она пошла в овраг, где сквозь полое бревно тихо струился родник. Старый Феникс наклонился и выпил. — Сладкая жвачка делает воду сладкой, — сказала она и выпила еще. «Никто не знает, кто сделал этот колодец, потому что он был здесь, когда я родился».

Тропа пересекала болотистую часть, где мох, белый, как кружево, свисал с каждой ветки. — Спите, аллигаторы, и пускайте мыльные пузыри. Потом кипарисы вышли на дорогу. Глубоко, глубоко он уходил между высокими зелеными берегами. Наверху сходились живые дубы, и было темно, как в пещере.

Большая черная собака с высунутым языком вылезла из сорняков у канавы. Она медитировала и не была готова, и когда он подошел к ней, она лишь слегка ударила его тростью. Она полетела в канаву, как маленький пучок молочая.

Там, внизу, ее чувства улетучились. Ее посетил сон, и она протянула руку вверх, но ничто не опустилось и не потянуло ее. Так она лежала там и в настоящее время пошел говорить. «Старуха, — сказала она себе, — этот черный пёс вылез из сорняков, чтобы остановить тебя, и вот он сидит на своём прекрасном хвосте и улыбается тебе».

В конце концов ее нашел белый человек — молодой охотник со своей собакой на цепи.

‘Ну, бабушка!’ он смеялся. ‘Что ты здесь делаешь?’

— Лежу на спине, как июньский жук, ожидающий, когда его перевернут, мистер, — сказала она, протягивая руку.

Он поднял ее, покачал в воздухе и опустил. — Что-нибудь сломалось, бабушка?

«Нет, сэр, эти старые мертвые сорняки достаточно упруги», — сказала Феникс, отдышавшись. — Благодарю вас за беспокойство.

‘Где ты живешь, бабушка?’ — спросил он, пока две собаки рычали друг на друга.

‘Вон там, сэр, за хребтом. Отсюда его даже не видно.

‘На пути домой?’

‘Нет, сэр, я иду в город.’

‘Да это же слишком! Это столько, сколько я прохожу, когда выхожу сам, и получаю кое-что за свои хлопоты. Он похлопал по набивной сумке, которую нес, и из нее свисала маленькая сомкнутая клешня. Это был один из белых бобров, клюв которого был горестно загнут, показывая, что он мертв. — А теперь иди домой, бабушка!

«Я должен идти в город, мистер», сказал Феникс. «Время пришло».

Он снова рассмеялся, заполнив собой весь пейзаж. — Я знаю вас, цветных стариков! Не пропустил бы поездку в город, чтобы увидеть Санта-Клауса!

Но что-то удерживало Старого Феникса в неподвижности. Глубокие морщины на ее лице приобрели яростное и иное свечение. Без предупреждения она своими глазами увидела, как сверкающая пятицентовая монета выпала из кармана мужчины на землю.

‘Сколько тебе лет, бабушка?’ он говорил.

«Ничего не скажешь, мистер, — сказала она, — ничего не скажешь».

Потом она вскрикнула, захлопала в ладоши и сказала: «Убирайся отсюда, собака! Смотреть! Посмотрите на эту собаку! Она рассмеялась, словно восхищаясь. — Он никого не боится. Он большая черная собака. Она прошептала: «Вызовите его!»

«Смотрите, как я избавлюсь от этой дворняги», — сказал мужчина. — Вызови его, Пит! Вызови его!

Феникс слышал драку собак и человека, бегущего и бросающего палки. Она даже слышала выстрел. Но она к тому времени медленно наклонялась вперед, все дальше и дальше вперед, веки опускались на глаза, как будто она делала это во сне. Ее подбородок был опущен почти до колен. Желтая ладонь высунулась из складки фартука. Ее пальцы скользнули вниз и по земле под монетой с изяществом и осторожностью, как если бы они поднимали яйцо из-под курицы. Затем она медленно выпрямилась; она стояла прямо, а пятицентовик лежал в кармане фартука. Пролетела птица. Ее губы шевелились. «Бог наблюдает за мной все время. Я пришел к краже.

Мужчина вернулся, а его собственная собака тяжело дышала. — Ну, тогда я его напугал, — сказал он, а потом рассмеялся, поднял пистолет и направил его на Феникса.

Она стояла прямо и смотрела на него.

‘Вас не пугает пистолет?’ — сказал он, все еще указывая на него.

— Нет, сэр, в свое время я видела, как многое улетало поближе, и дешевле, чем я, — сказала она, замерев.

Он улыбнулся и взял пистолет на плечо. — Ну, бабушка, — сказал он, — тебе должно быть сто лет, и ты ничего не боишься. Я бы дал вам десять центов, если бы у меня были деньги с собой. Но послушайся моего совета и оставайся дома, и с тобой ничего не случится.

— Я должен идти своим путем, мистер, — сказал Феникс. Она склонила голову в красной тряпке. Потом они разошлись в разные стороны, но она снова и снова слышала выстрелы из-за холма.

Она пошла дальше. Тени свисали с дубов на дорогу, как занавески. Потом она почувствовала запах древесного дыма, запах реки и увидела колокольню и хижины на крутых ступенях. Вокруг нее кружились десятки маленьких черных детей. Впереди сиял Натчез. Звонили колокола. Она пошла дальше.

В мощеном городе было Рождество. Повсюду были натянуты и перекрещены красные и зеленые электрические фонари, и все они включались в дневное время. Старый Феникс был бы потерян, если бы она не доверяла своему зрению и не полагалась на свои ноги, чтобы знать, куда ее вести.

Она тихо остановилась на тротуаре, где проходили люди. В толпе прошла дама, неся охапку красных, зеленых и серебряных подарков; она благоухала, как алые розы жарким летом, и Феникс остановил ее.

‘Мисси, пожалуйста, не могли бы вы зашнуровать мой ботинок?’ Она подняла ногу.

‘Что тебе нужно, бабушка?’

«Посмотри на мой ботинок, — сказал Феникс. «Хорошо для загородной жизни, но в большом здании было бы неуместно».

«Тогда стой спокойно, бабушка», сказала дама. Она поставила пакеты на тротуар рядом с собой, туго зашнуровала обе туфли.

«Трогой их не свяжешь», — сказал Феникс. — Спасибо, мисси. Я не против попросить милую даму завязать мне шнурки, когда выйду на улицу.

Медленно двигаясь из стороны в сторону, она вошла в большое здание и в башню со ступенями, где она шла все выше и выше, пока ее ноги не поняли, что нужно остановиться.

Она вошла в дверь и увидела прибитый к стене документ, скрепленный золотой печатью и обрамленный в золотую рамку, что соответствовало сну, висевшему у нее в голове.

— Вот и я, — сказала она. Ее тело было неподвижным и церемониальным.

— Я полагаю, дело благотворительности, — сказал служащий, сидевший за столом перед ней.

Но Феникс смотрел только поверх головы. На ее лице выступил пот, морщины на коже блестели яркой сеткой.

— Говори, бабушка, — сказала женщина. ‘Как вас зовут? Мы должны иметь вашу историю, вы знаете. Ты бывал здесь раньше? Что с тобой случилось?

Старая Феникс только дернулась лицом, как будто ее побеспокоила муха.

‘Ты глухой?’ — воскликнул служитель.

Но тут вошла медсестра.

«О, это просто старая тетя Феникс, — сказала она. — Она не для себя приехала — у нее маленький внук. Она совершает эти поездки так же регулярно, как часы. Она живет далеко от Олд-Натчез-Трейс. Она наклонилась. — Ну, тетя Феникс, почему бы вам просто не присесть? Мы не заставим вас стоять после вашего долгого путешествия. Она указала.

Старуха резко села на стул.

‘Ну, как мальчик?’ — спросила медсестра.

Старый Феникс не говорил.

‘Я спросил, как мальчик?’

Но Феникс только ждала и смотрела прямо перед собой, ее лицо было очень серьезным и застывшим.

‘Его горло лучше?’ — спросила медсестра. — Тетя Феникс, ты меня не слышишь? Горло вашего внука стало лучше с тех пор, как вы в последний раз приходили за лекарством?

Положив руки на колени, старуха ждала, молча, прямо и неподвижно, точно она была в доспехах.

– Вы не должны отнимать у нас время таким образом, тетя Феникс, – сказала медсестра. — Расскажи нам скорее о своем внуке и покончим с этим. Он не умер, не так ли?

Наконец на ее лице промелькнуло пламя понимания, и она заговорила.

‘Мой внук. Это моя память оставила меня. Там я сидел и забыл, зачем я проделал свой долгий путь.

‘Забыли?’ Медсестра нахмурилась. — После того, как вы зашли так далеко?

Тогда Феникс был похож на старуху, которая с достоинством просила прощения за то, что проснулась ночью в страхе. — Я никогда не ходила в школу — я была слишком старой во время Капитуляции, — сказала она тихим голосом. «Я пожилая женщина без образования. Это моя память подвела меня. Мой маленький внук, он точно такой же, и я забыл об этом в приходе.

‘Горло никогда не заживает, не так ли?’ — сказала медсестра, обращаясь громким уверенным голосом к Старому Фениксу. К этому времени у нее была карточка с чем-то написанным, небольшой список. ‘Да. Проглотил щелочь. Когда это было?—Январь—два—три года назад—

Теперь Феникс говорил без вопросов. — Нет, мисси, он не умер, он все тот же. Время от времени его горло снова начинает сжиматься, и он не может глотать. Он не отдышался. Он не в состоянии помочь себе. Итак, пришло время, и я снова отправился за успокаивающим лекарством.

‘Хорошо. Доктор сказал, что если вы пришли за ним, вы можете его получить, — сказала медсестра. — Но это упрямый случай.

— Мой маленький внук, он сидит там, в доме, весь закутанный, и ждет один, — продолжал Феникс. «Нас осталось только двое в мире. Он страдает, и это, кажется, совсем не возвращает его назад. У него был милый взгляд. Он продлится. Он носит маленькое лоскутное одеяло и выглядывает, держа рот открытым, как маленькая птичка. Я помню так ясно сейчас. Я не забуду его снова, нет, на все прошедшее время. Я мог бы отличить его от всех остальных в мироздании».

‘Хорошо.’ Медсестра пыталась ее успокоить. Она принесла ей пузырек с лекарством. — Благотворительность, — сказала она, делая отметку в книге.

Старая Феникс поднесла бутылку к глазам, а затем осторожно сунула ее в карман.

— Благодарю вас, — сказала она.

«Сейчас Рождество, бабушка, — сказал служитель. — Могу я дать вам несколько пенни из моего кошелька?

— Пять пенни — никель, — сухо сказал Феникс.

«Вот пятицентовик», — сказал дежурный.

Феникс осторожно встала и протянула руку. Она получила пятицентовик, а затем выудила из кармана второй пятицентовик и положила его рядом с новым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *